Дух казачьего быта

Окунемся в традиции и обычаи забайкальских казаков. Как жили забайкальские казаки, какие традиции соблюдали и что носили?

Окунемся в традиции и обычаи забайкальских казаков.


Как жили забайкальские казаки, какие традиции соблюдали и что носили? Окунуться в казачий быт можно в русском старожильческом комплексе Этнографического музея. Он состоит из усадьбы станичного атамана, этапного пункта и дома пашенного крестьянина. Все постройки срублены в традициях русского деревянного зодчества.


Все, как тогда


Дом станичного атамана – подлинный памятник конца 19 века. Этот дом казака Попова перевезли с улицы Производственной из Заудинской станицы Верхнеудинска. Усадьба состоит из жилого дома, двора, прилегающего к ним огорода, конюшни, трех амбаров, завозни, хлева для скота и колодца. Все постройки ограждены забором.

– Во внутренней планировке дома прослеживается влияние городского быта, – отмечает научный сотрудник музея Анастасия Казарикина. – Это было обусловлено тесной торговой связью зажиточных казаков с городом, которая особенно проявилась в конце 19 – начале 20 века.

С помощью дощатых перегородок дом делится на избу с кухней и парадные комнаты. В парадных комнатах в красном углу висели божницы – полочки с иконами в фольговых ризах, под иконами стоял угловой столик, справа или слева – «середочный», большой обеденный стол. Тут же стояли резные диванчики-конопельки, шкафы, горка для посуды, кровати с перинами, зеркала, а на стене вывешивалось оружие и платье казака – мундир.


Интерьер избы и кухни соответствует традициям повседневного быта, большую часть помещения занимает русская печь. Убранство кухни простое и практичное: вдоль стен на кухне стоят лавки, в левом углу от входа – русская печь, напротив входа – стол, покрытый скатертью, посередине стола – самовар на медном подносе. Слева от входа можно заметить шкаф с посудой.


В кабинете есть этажерка, где есть походный сундук казака, а также два сундука, в которых хранились вещи. Казаки были служивыми людьми, поэтому сундук с вещами, необходимыми в военных походах, всегда был наготове.  Кроме того, в углу комнаты стоит кровать, украшенная подзором. Около кровати висит костюм казака.

– К одежде у казаков было особое отношение, – рассказывает Анастасия Казарикина. – Они считали одежду своей второй кожей, поэтому чужую не надевали. Считалось, что, надевая «чуждые покровы», казак входил в «волю» дарителя и терял свою. Только если женщина не могла родить, она надевала рубаху своей матери, чтоб роды прошли легко.


Бытовая одежда казака состояла из кафтана, зипуна, рубахи и шаровар. Шаровары часто шили из холста или сукна. Головным убором служила папаха или фуражка.

– С шапкой казака связаны некоторые традиции. Приглядев себе невесту, казак забрасывал папаху в окно дома своей избранницы. Девушка либо принимала предложение молодого человека, либо переворачивала папаху крестом вверх, что значило отказ в его предложении руки и сердца.

В парадной комнате находится красный угол, украшенный иконами и расшитый тканью. По словам научного сотрудника музея, казаки придерживались православной веры. Они искренне верили в Бога, сравнивали свою военную службу со службой Богу и служили самоотверженно.   

– Иконы в быту казаков имели большое значение, например, в свадебных традициях и проводах на службу казака. Перед отъездом невесты в дом жениха мать перед дорогой дарила своей дочери икону, с которой сама выходила замуж. Когда молодые приезжали в дом жениха, на пороге их встречали родители жениха с иконой – на нее молодые крестились. Перед уходом сына на службу отец брал в руки икону и благословлял словами: «Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи Царю верой и правдой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вспоили и вскормили тебя на служение Царю и Отечеству. Послужи батюшке-Царю, как и деды, и отцы твои служили».


Особая роль ребенка


Также в спальне дома станичного атамана стоит кровать и колыбель для ребенка.

– Казаки очень любили детей, – продолжает рассказ Анастасия Казарикина. – Новорожденного младенца нянчили все холостые казаки, принявшие обет безбрачия. Когда у младенца появлялся первый зубик, они приходили смотреть его. Восторгам этих закаленных в боях воинов не было конца. Казак рождался воином, и с появлением на свет младенца начиналась его военная школа. Родные и друзья отца приносили новорожденному в дар ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем. По истечении сорока дней, после того как мать, взяв очистительную молитву, возвращалась домой, отец надевал на ребенка портупею от шашки. Придерживая шашку в своей руке, он сажал малыша на коня и потом возвращал сына матери, поздравлял ее с казаком. Когда же у новорожденного прорезывались зубы, отец и мать вновь сажали его на лошадь и везли в церковь служить молебен Ивану-воину. Первыми словами малютки были «но» и «пу» – понукать лошадь и стрелять. Военные игры за городом и стрельба в цель были любимыми занятиями молодежи в свободное время. Эти упражнения развивали меткость в стрельбе, многие из казаков могли на значительном расстоянии выбить пулей монету, зажатую между пальцев. Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а в пять лет скакали по степи.

Около красиво убранной кровати в спальне дома станичного атамана висит женский костюм, состоящий из широкой юбки, украшенной «хайбарой», и кофточки с баской. Сени в доме светлые, вдоль стен стоят лавки, посередине стол. Зимой там хранились соленья, а в летнее время сени иногда использовались в качестве летней кухни.


«Без коня казак – круглая сирота»


На скотном дворе усадьбы находится конюшня – закрытое срубное помещение с широкими двухпольными дверями и небольшими прорезными окошечками в верхних венцах. В конюшне содержались лошади. Отношение к лошадям у казаков всегда было особенным. В казачьей культуре конь был неразрывно связан со своим хозяином. Конь появлялся у казака с рождения и сопровождал его до самой смерти. Об умершем человеке и сейчас говорят: «привязал коня» или «пошел бурных коней ловить».


– Еще в прошлом веке казаки верили в способность коня добираться домой. В старину часто бывали такие случаи: убьют или возьмут в плен казака злые татары, а конь его, не пойманный врагом, пустынными степями, по звездам, пробирается прямо во двор своего хозяина. Тут начинаются над ним слезные причитания престарелой матери или молодой жены. Конь находился в тесной связи со своим хозяином. В преданиях и фольклоре конь косвенно характеризует своего хозяина. Считалось, что без коня казак – круглая сирота. Если казак уходил на службу, жена выводила ему коня с иконой в руке и благословляла. Дети просили у коня, чтоб он сохранил их отца и привез живым.


Усадьба пашенного крестьянина


Одним из самых ранних по времени создания объектов музея считается дом пашенного крестьянина, построенный в середине 19 века. Его привезли из села Батурино Прибайкальского района Бурятии. Дом представлен с дворовыми строениями – завозней, амбаром, сараем.

Напротив дома пашенного крестьянина находится этапный амбар, перенесенный из села Кульский Станок Хоринского района. Амбар считается частью этапного пункта и представляет собой трехкамерное помещение. Здесь экспонируется постоянная выставка «Во глубине сибирских руд...». На выставке можно увидеть предметы этапных ночлежных помещений, которые вызывают интерес у посетителей: кадки, деревянные ушаты, лохани для воды, подсвечники и т. д.

– В 1673 году в Забайкалье сослали знаменитого украинского гетмана Демьяна Многогрешного. С этого года сюда началась ссылка за проступки. Чиновников отправляли «в казачью службу», а казаков и крестьян – «в пашню». С 1704 года, когда открыли первый сереброплавильный завод в Нерчинске, на протяжении двух столетий на Нерчинских рудниках применялся подневольный труд каторжан и ссыльных.

Экспозиция Этнографического музея дает посетителям возможность проникнуться колоритной культурой казачества. Комплекс закрывается на зиму и ждет своих гостей весной.

Марина Эрмиль

Полное или частичное копирование разрешено только с письменного согласия главного редактора Ариг Ус online

фото и материалы: Этнографический музей народов Забайкалья


Последние новости

Неудачи в медицине: трагедия семилетней Алисы

Смерть девочки оставила безнаказанными врачей, не оказавших своевременную помощь.

Лучший специалист по лучевой диагностике Бурятии

Конкурс выявил лучших рентгенолаборантов республики.

Медицинская помощь ветеранам боевых действий в Бурятии

Александр Варфоломеев о мерах поддержки и реабилитации для участников СВО

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Кирово-Чепецке на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *