На китайских картах в состав КНР включили часть России

Большой Уссурийский остров был спорным целый век. В 2008 году Россия и Китай заключили договор и разделили остров пополам.

Большой Уссурийский остров был спорным целый век. В 2008 году Россия и Китай заключили договор и разделили остров пополам. Однако, на новых китайских картах всё иначе. Для Сибири эта тема, по понятным причинам, всегда актуальна. Комментируют иркутские историки, китаеведы, обозреватели.




Фото: Regnum.ru
Государственный «Картографический сервис стандартных карт» Китая выпустил официально утвержденный комплект географических карт за 2023 год, где часть территорий России отмечена как входящая в состав КНР: Большой Уссурийский остров на Амуре. На карте остров отдельно указан как самая восточная точка Китая, пишет РБК.

Старший научный сотрудник ИИАЭ ДВО РАН, кандидат исторических наук Сергей Иванов объясняет причины этой ситуации – и причём тут национализм:
– На китайских картах, опубликованных министерством природных ресурсов КНР для публичного пользования, не только «проблема» с Большим Уссурийским, но и с границей в Приморье. Здесь китайская государственная граница выходит к морю, хотя по международным договорам это не так. На одной из карт мира в вышеуказанной подборке этот момент исправлен, но большинство китайских карт мира также прорисовывают китайскую границу так, будто она выходит к Японскому морю. Есть проблема с российско-японской границей (выпущены не только карты Китая, но и мира). Там Южно-Курильские острова (Кунашир, Итуруп, Шикотан и Хабомаи) закрашены в цвет Японии, и отсутствует стандартная китайская приписка 俄占, т.е. «занято Россией» или «оккупировано Россией».

В российских новостях об этих картах есть две составляющие. Первая – это почему Китай так видит свои границы и карту мира в целом. Здесь надо слишком глубокого погружаться в природу современного китайского национализма и то, что, видимо, долго будет его подпитывать – достаточно трагичное полуколониальное прошлое. Остановлюсь лишь на том, что в конечном итоге Китай – это независимое государство со своим официальным взглядом на мир, и он никогда не будет идентичен российскому официальному. Если официальный Пекин раньше рисовал так карты, то почему сейчас что-то должно измениться? В лучшем случае российский МИД может направить ноту (на что явно намекает новость на РБК). Но мы понимаем, что нота не будет направлена.

Вторая составляющая – это почему наши СМИ так «болезненно» относятся к китайской картографии. И источник проблем здесь, мне кажется, один – российская идеология, т.е. то, как она описывает российско-китайское сотрудничество и Китай. В России официальная и медийная (если говорить о госсми) картинка Китая – это союзник, у которого все проблемы с Западом идентичны российским. Эта картинка крайне ущербна и опасна, т.к. формирует завышенные ожидания у россиян. Конечно, идеология должна быть проста для восприятия обывателем, но в китайском случае официальные фантазии о Китае настолько расходятся с действительностью, что в зазор между ними можно напихать любой информационный мусор. Этот мусор в конечном итоге бьет и по вере населения в государственную идеологию, и укрепляет стандартные, не ошибусь, если скажу, что расистские стереотипы о Китае и Азии (в данном случае стереотип о коварстве азиатов), и по вполне конкретным вещам, например, китайским инвестиционным проектам в России.

Давайте обращусь к первоисточнику, новость была впервые опубликована Телеграм-каналом «Китайская угроза». Сам канал несмотря на название в целом не направлен на возмущение антикитайских настроений в России, но, очевидно, и он обязан подчиняться медийным законам о хлестких заголовках и провокационном содержании.

Во-первых, название поста «Китай официально признал территориальные претензии к России» в корне неправильно, но явно привлекло внимание. Министерство природных ресурсов Китая (а точнее – его Центр технического надзора в сфере картографии), опубликовавшее карты, не является официальным органом внешних сношений. Да, как указывает Закон о геодезии и картографии КНР, границы на картах обязательно согласовываются с МИД, но в любом случае карты не опубликованы МИД или председателем КНР, которые могут выражать позицию Китая на международной арене. К тому же карты не называются «государственными» или «официальными», они называются «стандартными». То есть даже формально на ноту «почему ваши стандартные карты не соответствуют межгосударственными договорам» может последовать вполне внятный ответ «потому что они стандартные, а не государственные». Игра слов – да, но дипломатия именно на этом и строится.

Во-вторых, Центр технического надзора в сфере картографии министерства природных ресурсов КНР объясняет прорисовку Большого Уссурийского в китайских границах тем, что граница на картах должна проходить по «линии фарватера» Аргуни, Амура и Уссури. В этой логике Большой Уссурийский прорисовывается, как и раньше, когда он весь оспаривался Китаем.

В-третьих, как правильно указал автор поста и на что сделали упор наши СМИ, Китай именно не исправил карту, которая так публиковалась, когда граница не была демаркирована и утверждена окончательно. С учетом этого вопрос к публикуемым картам стоит переформулировать – почему для внутренней аудитории официальные власти предпочитают не указывать, что территория несколько изменилась, а точнее, сократилась, т.к. хвостик Большого Уссурийского (превращенного, кстати, в полуостров на карте) хоть и маленький, но заметный. И здесь мы возвращаемся к тому самому национализму, который требует от властей проводить жесткую внешнюю политику и крайне болезненно относится к любым территориальным вопросам.

На выходе мы имеем три гипотезы, почему на «стандартных картах» Большой Уссурийский превращет в полуостров и внесен в китайские границы. Первая, к которой больше склоняюсь я – китайские власти просто не хотят тревожить старую рану полуколониальной истории, которая построена не вокруг имперской России, а в целом вокруг империалистического Запада, к которому для Китая сто пятьдесят лет назад однозначно принадлежала Россия. Лишний раз указать, что Большой Уссурийский поделен, а не возвращен полностью, как на этом настаивали китайские власти до демаркации границы, символически означает, что возможны какие-либо уступки для всего старого Запада. Вторая, бредовая – Китай на самом деле не признает утвержденных границ с Россией. Она пользуется популярностью в России, и в целом обсуждаемый повод построен именно на ней. Однако ни одно официальное заявление китайцев на международной арене (т.е. в устах МИД, главы государства или специально уполномоченного лица или органа) не указывает на это. Третья, бюрократическая, маловероятная, но имеющая право на существование – министерство природных ресурсов КНР живет в своей реальности и работает по принципу «как технически проще», не особо обсуждает принципы своей работы с другими ведомствами. Ведь одно дело получить одобрение от МИД, а другое – долго с ним согласовывать и технически реализовать на самом деле сложный момент – как прорисовать небольшую точку на картах так, чтобы у читателя не было сомнений, что эта точка по цвету точно совпадает с китайским цветом (кто изучал карты, знает, что это сделать крайне сложно). Если учесть этот технический момент, то понятным становится появление полуострова вместо острова, но, правда, можно было бы сделать его покороче.

Ну а в целом, этот информационный повод заставляет говорить об очень серьезных вещах: идеологии и национализме в России и Китае, а также о подводных камнях российско-китайских отношений. А о них сейчас не принято говорить, а иногда и запрещено.

Можете принять за юмор, но в целом по Закону о геодезии и картографии КНР министерство природных ресурсов КНР обязано регулярно обновлять карты, и в последние годы это делается в конце августа. Можно взять себе на заметку, что раз в год точно будет актуальная новость с неизменным названием «Китай нас опять кинул».

Главный редактор медиапроекта «Евразийское обозрение» Владимир Бережных считает, что это или ошибка, или сознательное действие в духе событий советской эпохи:
– По поводу «картографического покушения» Китая на российскую территорию могу сказать следующее: конечно, это неприятный факт, так или иначе влияющий на массовое сознание в России в плане отношения к Поднебесной. Более того, это просто подарок ЦИПСО и западным СМИ. Если в соответствующих инстанциях КПК это не просчитали, то это серьёзная ошибка. Если просчитали, но пошли на риск, то необходимо вычислить мотивации, которыми там руководствовались. Возможно, теми же самыми, в силу которых сохраняют совершенно антироссийские музеи о событиях на острове Даманский, в силу которых до сих пор в официальной истории КНР и КПК, в методичках по политработе с личным составом НОАК присутствуют антироссийские (скорее – антисоветские) разделы. А эти мотивации просты – любыми способами поддерживать боевой дух армии и народа, поддерживать миф о непобедимости НОАК и её справедливой борьбе против «советского ревизионизма», и так далее. И сегодня-то мы знаем, что и тогда, в 1968 году, согласно историческим документам Даманский действительно являлся частью Китая, и только великодержавное высокомерие не позволяло КПСС окончательно разобраться с территориальными вопросами на тот момент. Что и повлекло за собой тот, до сих пор болезненный, конфликт.

Но я бы не стал делать трагические выводы из этого сюжета с картой. В любом случае вопрос по границе КНР и РФ окончательно решён, и закрыт. Пусть пока хотя бы на официально-дипломатическом уровне, но со временем произойдут позитивные изменения и в общественном ментальном сознании китайцев. Народ там всё больше и больше осознаёт преимущества добрососедских отношений с Россией, иллюзий в отношении Америки и других «витрин» капитализма уже не остается.

Но нота МИД РФ в отношении этой ситуации лишней не будет. По крайней мере, китайское министерство иностранных дел нам бы такого «прокола» просто так не спустило.

Учёный секретарь Иркутского областного краеведческого музея имени Н.Н. Муравьёва-Амурского, кандидат исторических наук Артём Ермаков видит в этом определённый раскол внутри руководства КНР по вопросам российско-китайских отношений:
– Ситуация, конечно, вопиющая. В данном случае, пока действия, предпринятые на уровне министров иностранных дел, вполне адекватны. Надо понять, что люди имеют в виду. Надо подождать, какой будет ответ. Если анализировать ситуацию, надо сказать, что, к сожалению, не стоит преувеличивать единство ни одной договаривающейся стороны. Это какой-то признак эпохи, когда мы говорим: Китай считает, США утверждает... Даже и Россия. Во многих случаях выясняется, что это та или иная точка зрения конкретного крупного должностного лица или группы лиц, клана, партии. В данный момент эта группа использует информационный ресурс государства, считая, что приносит ему пользу, олицетворяет его. На самом деле ему вредит.

Мы видим, что США расколоты. Там две группы или больше, и все утверждают, что истинные США это они, а остальные только мешают и вставляют палки в колёса, они несистемные люди. Для США эта ситуация привычная, но даже у них этот раскол ушёл очень глубоко. Не исключено, что в данном случае не Китай напечатал такие карты, а определённая группа в китайском руководстве. Возможно, мы узнаем, а возможно, и не узнаем, какая и почему. Понятно, что в отличие от США, китайцы не будут быстро отматывать свои действия обратно. Хотя на уровне высказывания послов они так уже делали. Но, возможно, это не часть плана или стратегии, а просто шаг, за которым ничего не последует. Общая энтропия мирового политического процесса увеличивается. И это гораздо более тревожно, чем возможная претензия Китая к России, пусть даже территориальная.

Последние новости

Бурятский округ в Иркутской области назвал знаковые юбилеи земляков

Фото: Татьяна Никитина Общественность Усть – Ордынского бурятского округа разместила информацию о знаменательных и памятных датах на 2025 год в честь своих выдающихся земляков.

Бурятия предоставит в минэкономики России сведения о поддержке креативной индустрии

Фото: Татьяна Никитина Заместитель министра экономического развития России Татьяна Илюшникова разместила на своей странице в телеграм информацию о формировании госполитики в сфере креативных индустрий.

Монголия занимает место России на угольном рынке

Угольщики Бурятии теряют доходы из-за дешевого монгольского твердого топлива Текст: Иван Иванов Россия стала в 2024 году единственным экспортером угля в Китай, чьи поставки упали.

Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество

Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Улан-Удэ

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *