В Бурятии дополнительное образование достигло дна
Попасть в секцию или кружок в регионе не так-то просто Дополнительное образование в Бурятии – тема довольно острая.
Попасть в секцию или кружок в регионе не так-то просто
Дополнительное образование в Бурятии – тема довольно острая. Нехватка мест в муниципальных учреждениях, мизерное количество частных, кадровый вопрос, финансирование – все эти проблемы хорошо известны и не перестают быть актуальными. Мы решили разобраться, как сейчас чувствует себя эта сфера, основываясь на официальных цифрах.
Частников нет
Всего в Бурятии, по данным Бурятстата, действует 437 организаций дополнительного образования, работающих на основании лицензии. При этом подавляющая часть (более 88%) находятся в муниципальной собственности (то есть в ведении районов и городов). В собственности республики (под контролем правительства Бурятии) находятся 8% организаций дополнительного образования. Еще 2,5% – частные. В федеральной собственности – меньше 1%.
Это говорит о том, что дополнительное образование у нас взвалили на плечи муниципалитетов, чьи бюджеты скудны, а возможности невелики. Добавим к этому тот факт, что финансируется дополнительное образование по остаточному принципу, и получим не очень позитивную картину.
Если бы этот сегмент образования был бы в собственности республики или Федерации, то и денежных вливаний, возможно, было бы больше.
Ну а тот факт, что частные организации подобного рода можно пересчитать по пальцам, говорит нам, во-первых, о неразвитости этого рынка услуг, во-вторых – о низкой платежеспособности родителей, которые не готовы платить частникам за занятия.
При этом говорить о неразвитости дополнительного образования на селе не приходится: почти 55% всех организаций территориально находятся в сельской местности. Другой вопрос, в каком состоянии эти организации…
Кадры решают
Нельзя не забывать и о кадровом вопросе. Бурятстат не приводит статистику обеспеченности этой отрасли кадрами. Зато анализирует те, что есть.
Всего в Бурятии в 2018 году в сфере дополнительного образования работало 4,3 тысячи человек, из которых педагоги – 1,7 тысячи. Преобладающее количество педагогов находится в возрасте 45-54 лет (26,6%), на втором месте – 35-44 лет (26,5%). Моложе 25 лет – меньше 5%, старше 65 лет – 4,2%.
Конечно, молодежь, выпускники институтов не особо стремятся стать педагогом дополнительного образования. Ведь уровень зарплат там, мягко говоря, невысок. А частных организаций, которые могли бы предложить достойную зарплату, как мы выяснили выше, кот наплакал.
При этом нагрузка на педагогов довольно высока. Эта тема поднимается регулярно, но реальных рычагов решения проблемы пока не придумали. Еще в 2017 году в Хурале депутаты поднимали эту тему. Например, тогда еще председатель комитета по соцполитике Александр Стопичев уверял, что необходимо вводить нормативы для финансирования сферы дополнительного образования. По его мнению, средства, которые муниципалитеты получают на дополнительное образование, не соответствуют реальному количеству детей в районе.
- На одного учителя в учреждениях дополнительного образования порой приходится до 150 учеников, - говорил тогда Александр Стопичев.
Ну и, завершая кадровую тему, примерно 15% педработников не имеют высшего образования. Что говорит само за себя о качестве предоставляемых услуг.
На всех не хватит
Организации, которые попали в исследование Бурятстата в прошлом году, приняли более 140 тысяч детей.
«Необходимо отметить, что часть детей занимались одновременно в двух и более организациях и/или по нескольким дополнительным общеобразовательным программам (направлениям) в одной организации», уточняет Бурятстат.
При этом не все имеют возможность отдать своего ребенка в кружок или секцию. Ведь мест в муниципальных учреждениях (которых, как мы выяснили, большинство) на всех не хватает.
Так, в прошлом году чиновники предупреждали, что муниципальные кружки бесплатные, но там, где есть очень большой наплыв, не хватает бюджетных мест, открываются уже платные кружки. И родители, которые хотят пристроить своих детей, должны поторапливаться.
- Отказ в записи ребенка на бюджетное место может быть дан только в случае проведения полного набора. Поэтому рекомендуем родителям как можно быстрее записывать детей, - призывала в прошлом году Серафима Гарматарова, начальник отдела воспитания и дополнительного образования комитета образования Улан-Удэ.
При этом в рамках Стратегии 2035 власти обещали нам развивать дополнительное образование. Так, в Улан-Удэ уже работает детский технопарк «Кванториум» по шести направлениям. В ближайшее время должны появиться еще пять стационарных детских технопарков - в Улан-Удэ, Гусиноозерске, Селенгинске, Закаменске и Северобайкальске, а также семь мобильных. Для обучения IT-технологиям обещают шесть центров информационных компетенций. Для поддержки одаренных детей построят центр «Сириус».
Но пока довольствуемся тем, что есть.
Технари не в почете?
Не менее интересно, какие направления дополнительного образования в Бурятии более развиты, а какие - менее.
Итак, больше всего детей в республике занимается в кружках и секциях в области искусств по общеразвивающим программам – 36,8% от общего числа. Надо полагать, сюда входят танцы, музыка, рисование и тому подобные направления. Которые, конечно, нужны и важны. Но должны ли они быть преобладающими?
На втором месте – социально-педагогическое направление. Здесь занимается почти 20% детей. Спорт и физкультура – на третьем: 16,7%. А далее идут направления-аутсайдеры: естественнонаучное (6,2%), туристско-краеведческое (5,8%) и техническое (4,6%).
Столь низкий процент детей, занимающихся в технических кружках, – цифра довольно печальная. Тем более учитывая нехватку технических высококвалифицированных кадров в республике. Судя по всему, эта ситуация вряд ли изменится в ближайшем будущем.
Станислав Сергеев, «Номер один».
Дополнительное образование в Бурятии – тема довольно острая. Нехватка мест в муниципальных учреждениях, мизерное количество частных, кадровый вопрос, финансирование – все эти проблемы хорошо известны и не перестают быть актуальными. Мы решили разобраться, как сейчас чувствует себя эта сфера, основываясь на официальных цифрах.
Частников нет
Всего в Бурятии, по данным Бурятстата, действует 437 организаций дополнительного образования, работающих на основании лицензии. При этом подавляющая часть (более 88%) находятся в муниципальной собственности (то есть в ведении районов и городов). В собственности республики (под контролем правительства Бурятии) находятся 8% организаций дополнительного образования. Еще 2,5% – частные. В федеральной собственности – меньше 1%.
Это говорит о том, что дополнительное образование у нас взвалили на плечи муниципалитетов, чьи бюджеты скудны, а возможности невелики. Добавим к этому тот факт, что финансируется дополнительное образование по остаточному принципу, и получим не очень позитивную картину.
Если бы этот сегмент образования был бы в собственности республики или Федерации, то и денежных вливаний, возможно, было бы больше.
Ну а тот факт, что частные организации подобного рода можно пересчитать по пальцам, говорит нам, во-первых, о неразвитости этого рынка услуг, во-вторых – о низкой платежеспособности родителей, которые не готовы платить частникам за занятия.
При этом говорить о неразвитости дополнительного образования на селе не приходится: почти 55% всех организаций территориально находятся в сельской местности. Другой вопрос, в каком состоянии эти организации…
Кадры решают
Нельзя не забывать и о кадровом вопросе. Бурятстат не приводит статистику обеспеченности этой отрасли кадрами. Зато анализирует те, что есть.
Всего в Бурятии в 2018 году в сфере дополнительного образования работало 4,3 тысячи человек, из которых педагоги – 1,7 тысячи. Преобладающее количество педагогов находится в возрасте 45-54 лет (26,6%), на втором месте – 35-44 лет (26,5%). Моложе 25 лет – меньше 5%, старше 65 лет – 4,2%.
Конечно, молодежь, выпускники институтов не особо стремятся стать педагогом дополнительного образования. Ведь уровень зарплат там, мягко говоря, невысок. А частных организаций, которые могли бы предложить достойную зарплату, как мы выяснили выше, кот наплакал.
При этом нагрузка на педагогов довольно высока. Эта тема поднимается регулярно, но реальных рычагов решения проблемы пока не придумали. Еще в 2017 году в Хурале депутаты поднимали эту тему. Например, тогда еще председатель комитета по соцполитике Александр Стопичев уверял, что необходимо вводить нормативы для финансирования сферы дополнительного образования. По его мнению, средства, которые муниципалитеты получают на дополнительное образование, не соответствуют реальному количеству детей в районе.
- На одного учителя в учреждениях дополнительного образования порой приходится до 150 учеников, - говорил тогда Александр Стопичев.
Ну и, завершая кадровую тему, примерно 15% педработников не имеют высшего образования. Что говорит само за себя о качестве предоставляемых услуг.
На всех не хватит
Организации, которые попали в исследование Бурятстата в прошлом году, приняли более 140 тысяч детей.
«Необходимо отметить, что часть детей занимались одновременно в двух и более организациях и/или по нескольким дополнительным общеобразовательным программам (направлениям) в одной организации», уточняет Бурятстат.
При этом не все имеют возможность отдать своего ребенка в кружок или секцию. Ведь мест в муниципальных учреждениях (которых, как мы выяснили, большинство) на всех не хватает.
Так, в прошлом году чиновники предупреждали, что муниципальные кружки бесплатные, но там, где есть очень большой наплыв, не хватает бюджетных мест, открываются уже платные кружки. И родители, которые хотят пристроить своих детей, должны поторапливаться.
- Отказ в записи ребенка на бюджетное место может быть дан только в случае проведения полного набора. Поэтому рекомендуем родителям как можно быстрее записывать детей, - призывала в прошлом году Серафима Гарматарова, начальник отдела воспитания и дополнительного образования комитета образования Улан-Удэ.
При этом в рамках Стратегии 2035 власти обещали нам развивать дополнительное образование. Так, в Улан-Удэ уже работает детский технопарк «Кванториум» по шести направлениям. В ближайшее время должны появиться еще пять стационарных детских технопарков - в Улан-Удэ, Гусиноозерске, Селенгинске, Закаменске и Северобайкальске, а также семь мобильных. Для обучения IT-технологиям обещают шесть центров информационных компетенций. Для поддержки одаренных детей построят центр «Сириус».
Но пока довольствуемся тем, что есть.
Технари не в почете?
Не менее интересно, какие направления дополнительного образования в Бурятии более развиты, а какие - менее.
Итак, больше всего детей в республике занимается в кружках и секциях в области искусств по общеразвивающим программам – 36,8% от общего числа. Надо полагать, сюда входят танцы, музыка, рисование и тому подобные направления. Которые, конечно, нужны и важны. Но должны ли они быть преобладающими?
На втором месте – социально-педагогическое направление. Здесь занимается почти 20% детей. Спорт и физкультура – на третьем: 16,7%. А далее идут направления-аутсайдеры: естественнонаучное (6,2%), туристско-краеведческое (5,8%) и техническое (4,6%).
Столь низкий процент детей, занимающихся в технических кружках, – цифра довольно печальная. Тем более учитывая нехватку технических высококвалифицированных кадров в республике. Судя по всему, эта ситуация вряд ли изменится в ближайшем будущем.
Станислав Сергеев, «Номер один».
Последние новости
Закрытие автомобильного пункта пропуска Монды 26 ноября
Автомобильный пункт пропуска не будет функционировать в связи с проведением работ.
В Бурятии продолжаются мероприятия по борьбе с болезнями животных
Ветеринарные специалисты принимают меры для предотвращения эпизоотий.
Ветеринарно-санитарная экспертиза мяса в Улан-Удэ
С 7 по 8 декабря в Улан-Удэ пройдет проверка мяса.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку
Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Сибае, охватывающие все важные события в городе