Карманные расходы
Как научить детей правильно распоряжаться финансами Тема денег — одна из самых сложных в воспитании детей: в одних семьях разговоров о деньгах просто избегают,
Как научить детей правильно распоряжаться финансами
Тема денег — одна из самых сложных в воспитании детей: в одних семьях разговоров о деньгах просто избегают, в других — задаривают ребенка дорогими вещами вместо общения или проведенного вместе времени. Нужно помнить, что здоровое отношение к финансам, заложенное родителями в детстве, поможет ребенку избежать многих проблем в будущем: не тратить сверх своего дохода, планируя крупные покупки, и отказаться от большого числа кредитов в пользу накоплений. О том, чему стоит научить ребенка, расскажет кандидат психологических наук Игорь Бадиев.
Давать деньги детям необходимо
- Игорь Валерьевич, стоит ли вообще давать детям карманные деньги? Ведь родители полностью обеспечивают их содержание.
- Конечно, давать карманные деньги нужно. Почему и для чего? Когда мы растим и воспитываем детей, наша задача заключается в том, чтобы их социализировать, чтобы они могли самостоятельно жить во взрослом мире. А деньги являются неотъемлемой частью нашего мира, поэтому научить ребенка распоряжаться ими - это один из самых важных элементов воспитания. Ведь как жить, не умея правильно тратить заработанное? Один из наиболее распространенных способов обучения расходам - это как раз карманные деньги.
Что касается суммы, то она определяется доходом семьи. Необходимо, чтобы был какой-то разумный предел – нижний и верхний. Если мы даем 10 рублей в неделю, то это, конечно, не карманные деньги. 40 рублей в день на проезд, на обед в школе - это тоже нельзя назвать собственными расходами ребенка, потому что у него нет свободы ими распоряжаться.
Суть карманных денег в том, что ребенок распоряжается ими самостоятельно, по своему усмотрению. Если вычесть обязательные расходы – проезд, обед, походы с классом в кино, театр или музей, то должен оставаться какой-то объем денежных средств, которым ребенок может распоряжаться самостоятельно. И вот этот объем денежных средств должен быть достаточно постоянен, как зарплата у взрослого человека. Поэтому один из лучших способов научить вести бюджет - давать карманные деньги не ежедневно, а еженедельно или даже (в случае с подростками) ежемесячно.
- А нужно ли устанавливать какие-либо правила по использованию таких денег?
- Часто вызывает беспокойство то, на что ребенок потратит деньги и родители начинают диктовать, что можно покупать, а что нет. Таким образом, ценность этих средств снижается, и ребенок перестает считать их своими деньгами. Поэтому должен иметь возможность тратить на что угодно. Так у детей появляется умение планировать. Если есть какая-то сумма на неделю, то ребенок может спланировать покупку, будет знать, сколько на нее надо и сколько времени уйдет на накопление. Если, к примеру, хочет велосипед, он сможет посчитать, сколько нужно будет копить и от чего отказаться, чтобы его купить. Хорошо начинать это не с крупных покупок, а более мелких. Например, с игрушек. Но нужно учитывать, что у него не должно быть возможности пойти и купить что-то сразу. Ведь если ребенок хочет квадрокоптер, а в неделю мы даем ему 5 тысяч, то покупку он сделает быстро, так не научившись копить.
Накопив деньги и приобретя то, что хотелось, ребенок почувствует удовлетворение и уверенность, что сможет накопить на что-то более существенное.
Не нужно нервничать, если окажется, что ребенок потратил бюджет слишком рано. Так случается со многими. Дети только учатся обращению с деньгами, поэтому не застрахованы от ошибок. Главное - не добавлять финансов сверх того, что уже было выделено. За пару безденежных дней ничего плохого не произойдет, зато это станет хорошим уроком. Иначе ребенок будет считать, что его действия не имеют никаких последствий. Дайте ему ощутить синдром раскаяния покупателя уже в детстве. Если он потратил карманные деньги на шоколадку или купил дешевую игрушку, которая быстро сломалась, посочувствуйте ему. Но не покупайте новую. Тогда в следующий раз он подумает, стоит ли тратить деньги на ту или иную вещь.
- С какого возраста можно выдавать детям собственные средства?
- Можно с того возраста, когда ребенок научился считать. Более того, благодаря деньгам он лучше научится счету. Поэтому выдавать собственные средства детям можно с младшего школьного возраста. Для дошкольников карманные деньги давать нецелесообразно, так как у них нет свободы передвижения, они еще не ходят сами в магазин.
Вообще обращаться с деньгами дети учатся с раннего детства, играя в «магазин». Концепция денег, таким образом, усваивается задолго до того, как ребенок научился считать, и поэтому в первом классе он уже понимает, что такое деньги, для чего они, как их тратить.
Часто бывает так, что дети, особенно младшие школьники, могут брать деньги без разрешения у родителей, одноклассников, учителей. Хороший способ преодолеть это – выделять собственные средства.
Почему не стоит поощрять финансами хорошую учебу
- Допустимо ли платить детям за оценки, прочитанные книги, уборку, готовку и прочее? И можно ли лишать денег за плохое поведение?
- Мы, взрослые, полагаем, что деньги зарабатываем. Работа – источник наших средств на существование. У ребенка его работа – это учеба, и кажется, что его тоже нужно поощрять, платить за нее, но здесь кроется ошибка. Когда мы начинаем платить за учебу, возникает много рисков. Они заключаются в том, что ребенок начинает учиться не ради знаний, а ради денег, в результате интерес к учебе начинает теряться, ребенок не усваивает знания, а зарабатывает оценки, которые конвертируются в валюту. Так нарушается мотивация учебной деятельности, она приобретает утилитарный характер. Ребенок думает: зачем мне что-то делать, если от этого ничего не получаю здесь и сейчас. Важно, чтобы ребенок получал удовлетворение от процесса обучения.
Не стоит монетизировать и заботу друг о друге, ведь домашняя работа - это общее семейное дело. Но могут быть экстраординарные задачи, которые ребенок выполнит (самостоятельно или с помощью взрослых), получив за это деньги. Например, покраска забора у соседки на даче, настройка компьютера или создание сайта.
Чтобы ребенок научился пользоваться деньгами и понимал, как правильно ими распоряжаться, нужно, чтобы их поток не зависел от результатов его учебы. То же самое касается такого наказания, как лишение карманных денег за какой-либо проступок - это то, что нарушает планирование. Ведь наша цель - чтобы ребенок научился планировать, а если мы будем лишать средств или давать за то, что не было предусмотрено ранее, это нарушит процесс планирования.
Карманные деньги ребенка - это тот ресурс, с помощью которого он может возмещать причиненный ущерб в результате своих неправильных действий. Например, если мячом разбил окно. Наказывать его бесполезно, так как это не будет иметь эффекта. Эффект будет лишь в том случае, если мы дадим прочувствовать последствия его действий. То есть если ребенок причинил ущерб, то он должен его возместить.
Если принес двойку, то причинил ли ребенок кому-то ущерб? Скорее всего, нет, поэтому лишать карманных денег нет смысла. Если же сломал чужую вещь, то да, ущерб причинен и должен быть возмещен. Выделяя на карманные расходы, мы создаем резерв для его возможных проступков, которые он может возместить, не прибегая к помощи родителей.
Правило золотой середины
- Игорь Валерьевич, бывает так, что дети более благополучных родителей пытаются завести друзей с помощью мелких подарков им. Насколько это правильно?
- Нужно соотносить выделяемые средства со средним благосостоянием той среды, в которой находится ваш ребенок. Когда у одноклассников денег гораздо меньше, то, обладая большими средствами, школьник может начать использовать деньги для завоевания друзей, дети покупают для одноклассников какие-то мелочи, чтобы завоевать их расположение. Это еще не повод бить тревогу, но хорошая причина задуматься над тем, что деньги используются не по их назначению, и поговорить о том, можно ли купить дружбу и насколько это возможно.
- Стоит ли говорить с детьми о деньгах?
- Большинство родителей избегают говорить с детьми о финансах. Но у тех из-за этого может сложиться впечатление, что деньги - это что-то плохое и стыдное.
Если никогда с детьми не разговаривать о деньгах, дети не будут понимать, что и сколько стоит, и постоянно будут требовать от вас все новые и новые игрушки. Не думайте, что они слишком малы и ничего не поймут, вы можете учить ребенка деньгам с раннего возраста. Дошкольники и дети 10-12 лет вполне способны понять основные финансовые вопросы и взять на себя ответственность по покупке тех или иных вещей или продуктов для дома.
Старайтесь обсуждать денежные вопросы каждый день, даже когда дети совсем маленькие. Например, если вы идете в супермаркет и сажаете ребенка в продуктовую тележку, проговаривайте вслух, почему одни продукты стоят дороже, а другие дешевле. Когда дети подрастут, объясните им, как копить и инвестировать деньги. А если отказываетесь что-то купить, обязательно объясняйте, почему.
Чем раньше вы начнете разговор о деньгах со своим ребенком, тем быстрее воспитаете в нем разумное отношение к финансам и своему бюджету.
Беседовала Лариса Ситник, «Номер один».
Тема денег — одна из самых сложных в воспитании детей: в одних семьях разговоров о деньгах просто избегают, в других — задаривают ребенка дорогими вещами вместо общения или проведенного вместе времени. Нужно помнить, что здоровое отношение к финансам, заложенное родителями в детстве, поможет ребенку избежать многих проблем в будущем: не тратить сверх своего дохода, планируя крупные покупки, и отказаться от большого числа кредитов в пользу накоплений. О том, чему стоит научить ребенка, расскажет кандидат психологических наук Игорь Бадиев.
Давать деньги детям необходимо
- Игорь Валерьевич, стоит ли вообще давать детям карманные деньги? Ведь родители полностью обеспечивают их содержание.
- Конечно, давать карманные деньги нужно. Почему и для чего? Когда мы растим и воспитываем детей, наша задача заключается в том, чтобы их социализировать, чтобы они могли самостоятельно жить во взрослом мире. А деньги являются неотъемлемой частью нашего мира, поэтому научить ребенка распоряжаться ими - это один из самых важных элементов воспитания. Ведь как жить, не умея правильно тратить заработанное? Один из наиболее распространенных способов обучения расходам - это как раз карманные деньги.
Что касается суммы, то она определяется доходом семьи. Необходимо, чтобы был какой-то разумный предел – нижний и верхний. Если мы даем 10 рублей в неделю, то это, конечно, не карманные деньги. 40 рублей в день на проезд, на обед в школе - это тоже нельзя назвать собственными расходами ребенка, потому что у него нет свободы ими распоряжаться.
Суть карманных денег в том, что ребенок распоряжается ими самостоятельно, по своему усмотрению. Если вычесть обязательные расходы – проезд, обед, походы с классом в кино, театр или музей, то должен оставаться какой-то объем денежных средств, которым ребенок может распоряжаться самостоятельно. И вот этот объем денежных средств должен быть достаточно постоянен, как зарплата у взрослого человека. Поэтому один из лучших способов научить вести бюджет - давать карманные деньги не ежедневно, а еженедельно или даже (в случае с подростками) ежемесячно.
- А нужно ли устанавливать какие-либо правила по использованию таких денег?
- Часто вызывает беспокойство то, на что ребенок потратит деньги и родители начинают диктовать, что можно покупать, а что нет. Таким образом, ценность этих средств снижается, и ребенок перестает считать их своими деньгами. Поэтому должен иметь возможность тратить на что угодно. Так у детей появляется умение планировать. Если есть какая-то сумма на неделю, то ребенок может спланировать покупку, будет знать, сколько на нее надо и сколько времени уйдет на накопление. Если, к примеру, хочет велосипед, он сможет посчитать, сколько нужно будет копить и от чего отказаться, чтобы его купить. Хорошо начинать это не с крупных покупок, а более мелких. Например, с игрушек. Но нужно учитывать, что у него не должно быть возможности пойти и купить что-то сразу. Ведь если ребенок хочет квадрокоптер, а в неделю мы даем ему 5 тысяч, то покупку он сделает быстро, так не научившись копить.
Накопив деньги и приобретя то, что хотелось, ребенок почувствует удовлетворение и уверенность, что сможет накопить на что-то более существенное.
Не нужно нервничать, если окажется, что ребенок потратил бюджет слишком рано. Так случается со многими. Дети только учатся обращению с деньгами, поэтому не застрахованы от ошибок. Главное - не добавлять финансов сверх того, что уже было выделено. За пару безденежных дней ничего плохого не произойдет, зато это станет хорошим уроком. Иначе ребенок будет считать, что его действия не имеют никаких последствий. Дайте ему ощутить синдром раскаяния покупателя уже в детстве. Если он потратил карманные деньги на шоколадку или купил дешевую игрушку, которая быстро сломалась, посочувствуйте ему. Но не покупайте новую. Тогда в следующий раз он подумает, стоит ли тратить деньги на ту или иную вещь.
- С какого возраста можно выдавать детям собственные средства?
- Можно с того возраста, когда ребенок научился считать. Более того, благодаря деньгам он лучше научится счету. Поэтому выдавать собственные средства детям можно с младшего школьного возраста. Для дошкольников карманные деньги давать нецелесообразно, так как у них нет свободы передвижения, они еще не ходят сами в магазин.
Вообще обращаться с деньгами дети учатся с раннего детства, играя в «магазин». Концепция денег, таким образом, усваивается задолго до того, как ребенок научился считать, и поэтому в первом классе он уже понимает, что такое деньги, для чего они, как их тратить.
Часто бывает так, что дети, особенно младшие школьники, могут брать деньги без разрешения у родителей, одноклассников, учителей. Хороший способ преодолеть это – выделять собственные средства.
Почему не стоит поощрять финансами хорошую учебу
- Допустимо ли платить детям за оценки, прочитанные книги, уборку, готовку и прочее? И можно ли лишать денег за плохое поведение?
- Мы, взрослые, полагаем, что деньги зарабатываем. Работа – источник наших средств на существование. У ребенка его работа – это учеба, и кажется, что его тоже нужно поощрять, платить за нее, но здесь кроется ошибка. Когда мы начинаем платить за учебу, возникает много рисков. Они заключаются в том, что ребенок начинает учиться не ради знаний, а ради денег, в результате интерес к учебе начинает теряться, ребенок не усваивает знания, а зарабатывает оценки, которые конвертируются в валюту. Так нарушается мотивация учебной деятельности, она приобретает утилитарный характер. Ребенок думает: зачем мне что-то делать, если от этого ничего не получаю здесь и сейчас. Важно, чтобы ребенок получал удовлетворение от процесса обучения.
Не стоит монетизировать и заботу друг о друге, ведь домашняя работа - это общее семейное дело. Но могут быть экстраординарные задачи, которые ребенок выполнит (самостоятельно или с помощью взрослых), получив за это деньги. Например, покраска забора у соседки на даче, настройка компьютера или создание сайта.
Чтобы ребенок научился пользоваться деньгами и понимал, как правильно ими распоряжаться, нужно, чтобы их поток не зависел от результатов его учебы. То же самое касается такого наказания, как лишение карманных денег за какой-либо проступок - это то, что нарушает планирование. Ведь наша цель - чтобы ребенок научился планировать, а если мы будем лишать средств или давать за то, что не было предусмотрено ранее, это нарушит процесс планирования.
Карманные деньги ребенка - это тот ресурс, с помощью которого он может возмещать причиненный ущерб в результате своих неправильных действий. Например, если мячом разбил окно. Наказывать его бесполезно, так как это не будет иметь эффекта. Эффект будет лишь в том случае, если мы дадим прочувствовать последствия его действий. То есть если ребенок причинил ущерб, то он должен его возместить.
Если принес двойку, то причинил ли ребенок кому-то ущерб? Скорее всего, нет, поэтому лишать карманных денег нет смысла. Если же сломал чужую вещь, то да, ущерб причинен и должен быть возмещен. Выделяя на карманные расходы, мы создаем резерв для его возможных проступков, которые он может возместить, не прибегая к помощи родителей.
Правило золотой середины
- Игорь Валерьевич, бывает так, что дети более благополучных родителей пытаются завести друзей с помощью мелких подарков им. Насколько это правильно?
- Нужно соотносить выделяемые средства со средним благосостоянием той среды, в которой находится ваш ребенок. Когда у одноклассников денег гораздо меньше, то, обладая большими средствами, школьник может начать использовать деньги для завоевания друзей, дети покупают для одноклассников какие-то мелочи, чтобы завоевать их расположение. Это еще не повод бить тревогу, но хорошая причина задуматься над тем, что деньги используются не по их назначению, и поговорить о том, можно ли купить дружбу и насколько это возможно.
- Стоит ли говорить с детьми о деньгах?
- Большинство родителей избегают говорить с детьми о финансах. Но у тех из-за этого может сложиться впечатление, что деньги - это что-то плохое и стыдное.
Если никогда с детьми не разговаривать о деньгах, дети не будут понимать, что и сколько стоит, и постоянно будут требовать от вас все новые и новые игрушки. Не думайте, что они слишком малы и ничего не поймут, вы можете учить ребенка деньгам с раннего возраста. Дошкольники и дети 10-12 лет вполне способны понять основные финансовые вопросы и взять на себя ответственность по покупке тех или иных вещей или продуктов для дома.
Старайтесь обсуждать денежные вопросы каждый день, даже когда дети совсем маленькие. Например, если вы идете в супермаркет и сажаете ребенка в продуктовую тележку, проговаривайте вслух, почему одни продукты стоят дороже, а другие дешевле. Когда дети подрастут, объясните им, как копить и инвестировать деньги. А если отказываетесь что-то купить, обязательно объясняйте, почему.
Чем раньше вы начнете разговор о деньгах со своим ребенком, тем быстрее воспитаете в нем разумное отношение к финансам и своему бюджету.
Беседовала Лариса Ситник, «Номер один».
Последние новости
Закрытие автомобильного пункта пропуска Монды 26 ноября
Автомобильный пункт пропуска не будет функционировать в связи с проведением работ.
В Бурятии продолжаются мероприятия по борьбе с болезнями животных
Ветеринарные специалисты принимают меры для предотвращения эпизоотий.
Ветеринарно-санитарная экспертиза мяса в Улан-Удэ
С 7 по 8 декабря в Улан-Удэ пройдет проверка мяса.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку
Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Набережных Челнах