Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?

Обсуждаем с психологом. Детский сад. Это невероятно ответственный и беспокойный период в жизни каждой семьи.

Обсуждаем с психологом.


Детский сад. Это невероятно ответственный и беспокойный период в жизни каждой семьи. Еще бы, ведь маме и папе так жалко и страшно отдавать своего милого карапуза в руки чужой тети. А эти вечные страхи: примут ли моего сыночка/дочку другие дети, вдруг будет плакать, сможет ли найти друзей, понравится ли воспитатель? И, бывает, важно услышать мнение эксперта. Специально для всех переживающих родителей интервью с психологом Бальжид Сандакдоржиевой.


– Бальжид, представим ситуацию, в первый день ребёнок идет в сад с энтузиазмом, радуется. И так некоторое время. А потом раз – и веселый малыш превращается в «нехочуху». Он хнычет, упирается и отказывается идти в садик. Что делать для того, чтобы ребенок быстрее адаптировался к новой реальности?

– Чтобы адаптация проходила мягко и без значительных стрессов, малыша стоит готовить заранее. И даже если ребенок идет сначала с радостью, то не оставлять на весь день. Есть такой прием в педагогике и психологии –  забирать малыша в разгар игры, и тогда стимул хотеть вернуться в садик и доиграть будет у него сильнее. 

– Как подготовиться к первому посещению?

– Как я говорила выше, подготовка к садику должна начаться значительно раньше. Сначала, проходя мимо садика, рассказывать об этом месте. О том, что дети там играют, учатся. Говорить ему, что там интересно. Потом можно уже зайти посмотреть группу, познакомиться с воспитателем, если есть такая возможность. При этом дома нужно постепенно менять режим, чтобы дневной сон совпадал с садовским. Можно уже готовить по меню садика. Приучать к порядку, учить складывать одежду, уносить игрушки по местам после игры. Приучать ребенка оставаться без мамы некоторое время. Чтобы он учился спокойно воспринимать ее отсутствие. Здесь важно, чтобы и сама мама,  и семья в целом готовили себя к новому образу жизни. Безусловно, садовский период – это волнительная пора для всей семьи. Но нужно знать, что дети считывают тревожное состояние мамы, и это может отражаться в поведении ребенка. Позитивный настрой мамы также улучшает период адаптации. В моей практике был случай, когда маме всё время казалось, что ее ребенка обижают, что не подходят к нему, смотрела записи с камер. Но когда мы делали проработки тревожных состояний, ее восприятие ситуации изменилось, и она поняла, что многое ею было надумано. И она «увидела», что ее ребенок вполне может и постоять за себя, и обратиться за помощью при необходимости. К слову сказать, девушка переживала не самый лучший жизненный этап. И ее корневые тревоги не были связаны с садиком, больше как следствие.

– Как долго может проходить адаптация?

– Если говорить о периоде регулярного посещения,  то в среднем – месяц. Самый оптимистичный расклад. В норме считается до трех месяцев.

– А если ребенок не ходит в садик, значит ли это, что он будет не социализирован?

– Многие родители озабочены подобными вопросами. Но нужно понимать, что первую и главную социализацию ребенок проходит уже дома, общаясь с родителями, родственниками и друзьями родителей. Трудно представить настолько нелюбимую семью, которая была бы лишена всех социальных контактов. Поэтому в том, что ребенок не пойдет в садик, трагедии нет. Родители сами могут для себя определить. Даже развивающие игры и уроки с ним делать. Сейчас много полезной информации в открытом доступе. 

– Как помочь малышу, если он по природе необщительный?

– Главное, научить навыкам самообслуживания и чтобы у него был хороший контакт с воспитателем. Таким деткам нужно больше времени, чтобы привыкнуть к другим. Я думаю, что в малообщительности нет трагедии. Опять же нужно понимать, от природы ли эта малообщительность? Может, это из-за нервной обстановки в семье, может, у ребенка не по возрасту есть проблемы с речью.

– Бывает ли буллинг в детском саду? 

– У детей нет как таковой личной ненависти друг к другу, проявления агрессии как психического напряжения. Но дети могут подмечать что-то в других, что непривычно,  заострить на этом внимание и затем показать в виде насмешки или упрека, а другие могут неосознанно подхватить. И если ребенок транслирует неуверенность, то тем самым подпитывает неприязнь к себе. Важно, чтобы и воспитатель подобные нападки пресекал, больше разговаривал на тему толерантности простыми примерами и на понятном детям языке. И, конечно, родители должны понимать, что их неуверенность в себе передается и малышу. Отношение к нему в семье также влияет на самовосприятие.

– Сейчас в Интернете очень много разных советов о мягкой адаптации, в том числе популярна рекомендация завести «ритуал прощания», то есть когда мама, например, изо дня в день машет рукой в окно или целует в обе щечки. Может ли это действительно помочь?

– Лучше если такие ритуалы внедрялись еще до посещения садика и воспринимаются как естественный акт общения родителя и ребенка при прощании и встрече. Я думаю, что такие ритуалы всё-таки полезны. 

– Прав ли воспитатель, когда советует маме поскорее уйти, а малыш поплачет и успокоится. Не нанесет ли такой метод ему травму?

– В целом прав. Но нужно понимать психологию конкретного ребенка и ситуацию в семье. Однако сбегать в таких ситуациях не нужно, это еще больше травмирует ребенка. А чтобы таких слез и истерик не было, нужно заранее готовить, чтобы было постепенное привыкание. А еще важно выстраивать диалог с ребенком, объяснять и договариваться. 

– Существует ли идеальный возраст, в котором ребёнка лучше всего отдавать в детсад?

– Вообще рекомендуется с трех лет, когда ребенок говорит, многое может делать сам. Но я думаю, что здесь лучше отталкиваться от необходимости семьи. Если маме нужно выйти на работу раньше, то можно и раньше. Главное, чтобы у мамы не было чувства вины, это хуже. 

– Как определить психологическое состояние ребёнка в домашних условиях? Дайте, пожалуйста, рекомендации.

– Любые резкие изменения в поведении – это сигнал: плохой сон, капризы, плачь, чрезмерная «прилипчивость к маме», частые соматические болезни. Здесь главная рекомендация родителям – быть внимательными к своим состояниям, эмоциям и поведению в первую очередь. Не забываем, что у мамы и ребенка очень тесная эмоциональная связь. Чтобы ребенок был благополучным, мама должна быть счастливой.


Личный опыт


Психологи также советуют родителям общаться друг с другом, делиться опытом. Практика показывает, что подобное общение позволяет успокоиться, понять, что многие сталкивались с аналогичными проблемами, и вы не одиноки в своих страхах. Для наших читателей мы собрали истории мам, чьи дети в разном возрасте пошли в детский сад. 


Александра Тубшинова: Младший пошёл в сад в 2,5 года. Сначала мы оставляли его чуть чаще у бабушки, чтобы он привыкал  быть без нас. Но все равно первое время плакал, но не сильно. Потом быстро привык, воспитатель у него был хороший, дети её не боялись, она легко находила контакт с ними. Все родители были довольны. В садик он ходил с удовольствием и сейчас с радостью бежит. А вот со средним я беседовала, готовила его. Ему уже было 3,5 года. Рассказала, что пойдёт в садик и там будет весь день, расписала, чтобы ребёнок знал, что ожидать от этого дня. Сначала не хотел, но мы пообещали друг другу, что он сходит туда, а я его заберу пораньше. И через два дня мы пошли на сразу на целый день.


Марина Михалева: Впервые отдала дочку в частный садик в 1,5 года. Специально никак не готовила её. Просто в один день пришла и оставила. Переживала сама сильно. Но в первый день она даже не заметила моего отсутствия. 2 часа проиграла в игровой комнате. Воспитатель была женщина преклонного возраста. Позже по видеокамерам я видела, что дочка тянется больше к ней, чем к остальным ребятишкам. Через месяц этот воспитатель уволился и пришёл другой. И тогда начались слёзы и истерики по утрам. Когда я её приводила в садик, она буквально цеплялась в меня. Прошло несколько месяцев, а у дочки была такая же реакция на садик по утрам. Пришлось поменять садик. И дочка опять стала ходить в садик с удовольствием. Сейчас ей 2,6 года. Но по утрам, когда не высыпается, говорит, что не хочет в садик, хочет спать и всё время просит её «пожалеть, поцеловать». Если просыпается в хорошем настроении, то идёт с удовольствием.


Елена Жамбалова:  У нас четверо детей. Двое старших адаптировались без проблем. Третий ребенок, сын, плакал и чувствовал себя как-то одиноко в группе, у нас было некоторое непонимание с его воспитателем, поэтому почти год он в основном сидел дома, иногда только ходил в сад. Но годам к шести вдруг привык и стал одним из самых активных и общительных в группе, участвовал в конкурсах чтецов и прочих. И с воспитателем мы подружились. Скоро в садик пойдет четвёртый ребёнок, дочка. Надеюсь, все будет хорошо.


Марина Пантаева:  Сын начал ходить в сад в три года, сначала в частный. И здесь он себя чувствовал как рыба в воде. В первый день воспитатель предложила забрать его перед тихим часом, но сын уверенно улегся в кроватку, как и другие дети, и домой идти отказался. Так и прошла адаптация. Думаю, дело в дружном и внимательном коллективе: любой сотрудник сада, от уборщицы до повара, знал каждого ребенка. Потом подошла очередь в муниципальный сад, сын туда ходить категорически не хотел и вспоминал частный садик. Уговаривали, говорили, что это как работа у папы или мамы, но всё равно водили. Еще и воспитатели часто менялись. В результате большой любви не случилось, и на выпускной из садика сын шёл с огромной радостью, потому что «в сад больше не надо». Могу сказать, что большой минус при адаптации – отсутствие налаженного контакта между воспитателем и детьми. К сожалению, не все сотрудники готовы прикладывать усилия, чтобы понять каждого ребёнка, да и зачастую на это попросту не хватает времени и сил: группы большие, а обязанностей и отчетности у воспитателей еще больше. Поэтому обращайте внимание на воспитателя, узнавайте о нем от родителей выпускников и постарайтесь настроить ребенка на позитивное отношение.

Аревик Ковалева: В садик пошли в 1,5 года. Адаптация прошла идеально. Сад – это второй дом. Никакой особенной подготовки не было, просто сын очень общительный, и новые друзья для него были большой радостью.

«На приеме» у психолога побывала Зоя Степанова

Полное или частичное копирование разрешено только с письменного согласия главного редактора Ариг Ус online

Фото: Instagram-аккаунт oelun_dakini, pixabay

Зоя Степанова

Последние новости

Жители Бурятии могут пожаловаться на плохую работу магазинов и компаний

С 10 по 21 марта открыта «горячая линия», приуроченная ко Всемирному дню прав потребителей Текст: Служба информации "Номер один" Управлением Роспотребнадзора по Бурятии проводится «горячая линия»,

Жительница Бурятии ходила с огромной кистой

Новая Бурятия Размер новообразования достиг почти 20 сантиметров, сообщили в республиканском патологоанатомическом бюро.

О проведении регионального этапа конкурса дополнительной общеразвивающей программы «Юный правовед»

Прокуратура Республики Бурятия информирует о проведении регионального этапа конкурса дополнительной общеразвивающей программы «Юный правовед»,

МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий

Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Киселевске, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *