Детям Бурятии предлагают сбежать в виртуальную реальность
Фото: pixabay.com В Улан-Удэ дети могут бесплатно получить первые навыки разработки и программирования VR- и AR-технологий.
Фото: pixabay.com
В Улан-Удэ дети могут бесплатно получить первые навыки разработки и программирования VR- и AR-технологий. В Кампусе молодежных инноваций Центра дополнительного образования «Эдельвейс» открылся кружок виртуальной и дополненной реальности.
В последние годы в нашу жизнь все активнее входят такие технологии как виртуальная и дополненная реальность. Что же это такое? Какая роль в будущем уготована этим технологиям? И необходимо ли их изучать детям уже сегодня? Об этом БМК рассказал наставник кружка виртуальной и дополненной реальности Вячеслав Бутуханов.
- Что же такое виртуальная и дополненная реальность?
- Как справедливо заметил английский писатель-фантаст Артур Кларк, «любая достаточно развитая технология неотличима от магии». Итак, виртуальная реальность (Virtual Reality, сокр. VR) – это искусственный мир, созданный средствами компьютерного моделирования, симуляция реального мира. Попадая в виртуальную реальность, человек воспринимает ее через органы чувств: зрение, слух, обоняние. Таким образом, человек получает иммерсивный опыт. Важнейший принцип VR – обеспечение реакции системы на действия пользователя. Для этого используются специальные устройства взаимодействия (очки и шлемы виртуальной реальности). Дополненная реальность (Augmented Reality, сокр. AR) – технология интерактивной компьютерной визуализации, которая дополняет изображение реального мира виртуальными элементами и дает возможность взаимодействовать с ними.
Во время работы на обычном компьютере человек воспринимает всю информацию через рамку экрана, то есть, все данные и изображения ограничены ею. Однако, находясь в очках виртуальной реальности, мы не смотрим на изображение, а фактически находимся внутри него. Иными словами создается так называемый «эффект присутствия (или погружения)» внутри виртуальной среды в искусственном мире.
Дополненная реальность - это одна из классификаций более широкого термина «смешанная реальность». В целом их можно обобщить, так как они выполняют примерно одни и те же цели и задачи. Если в виртуальной реальности мы воспринимаем полностью искусственную среду, то в случае со смешанной (или дополненной) реальностью цифровые объекты дополняют окружающую нас действительность, то есть, они интегрируются в то, что мы видим вокруг себя.
- Когда эти технологии появились и стали доступны для всех?
- Марк Цукерберг, основатель Facebook, частенько публикует на своих страницах интересные видео 360° – он может разместить как видео собственного дома, так и кадры с поверхности Марса. Сделать что-то похожее может любой пользователь социальной сети – еще в 2015 году Facebook включил поддержку панорамных видеороликов, которые отображают происходящее вокруг зрителя. Google сделал это еще раньше: смотреть видео 360° на YouTube можно при помощи приложения – перемещая телефон или планшет, пользователь видит запись под разными углами. Можно воспользоваться и веб-версией сайта, двигая «точку зрения» мышкой. Охватывая все пространство вокруг оператора и даже его самого, ролики создают у зрителя эффект присутствия. Технология моментально нашла применение в медицине (борьбе с фобиями), архитектуре (для оценки этапов строительства), сфере культуры (виртуальные экскурсии по городам и достопримечательностям, документальные фильмы) и пр. С ее помощью можно в деталях рассмотреть проникновение злоумышленника на охраняемый объект или воссоздать картину происшествия. Практически в любой сфере деятельности можно с пользой применить возможности видео 360°. Подобные ролики существуют довольно давно, но популярными стали только сейчас. Все дело в доступности и широком выборе устройств: ролики можно смотреть на десктопе или на мобильном устройстве, используя специальные шлемы.
Вообще все указанные технологии появились не пять лет назад. Виртуальная реальность берет свое начало в конце 50-х (тогда начали появляться первые разработки). В 60-70-х годах появляются уже коммерческие VR-устройства для бизнеса. В основном подобные устройства применялись для военной сферы, например, тренировки для пилотов. Эти системы позволяли моделировать определенные ситуации. В 90-е годы виртуальная реальность появилась на игровом рынке. Тогда «бума» не произошло - сказались высокая стоимость устройств, низкое качество графики. Если говорить про последний виток технологии, то в 2012 году разработан шлем виртуальной реальности Oculus DK1, который повлиял на то, что довольно быстро стали появляться другие решения на рынке. Сейчас мы можем видеть, что крупнейшие корпорации заняты в этом бизнесе, идет безумная гонка за сегменты рынка. Еще один всплеск интереса к данным технологиям связан с популярной игрой в дополненной реальности Pokemon Go.
- Зачем детям изучать эти технологии?
- Сегодня, когда уже созданы различные устройства для погружения в виртуальную и дополненную реальность, идет борьба за людей, которые создают контент. Команда разработчиков, которые смогут найти новое применение технологий, создать качественный контент или захватывающий геймплей, займет сегмент рынка и будет успешной. Виртуальная и дополненная реальность - динамично развивающаяся отрасль. По прогнозам аналитиков рынок VR к концу 2020 года вырастет более чем в 20 раз (с $ 1,8 млрд до $ 37,7 млрд). Итак, VR/AR рынок развивается по экспоненте – необходимы компетентные специалисты.VR/AR разработчик - это профессия будущего. Такие гиганты, как Facebook, YouTube, Google находятся в постоянном поиске талантливых специалистов именно этого профиля. При этом войти в профессию очень легко. Школьники и студенты обожают игры. VR и AR - это новый вид развлечений, он начал свое развитие с игр. Поэтому новичкам можно начать получать опыт программирования с разработки игр в виртуальной и дополненной реальности. Думаю, что все родители знакомы с ситуацией, когда ребенка невозможно оторвать от какой-то компьютерной игры. Из своего опыта преподавания замечу, что самым эффективным способом в этом случае будет не запрет на игры, а смещение акцента с просто игры на разработку своей собственной. Когда ребенок начинает понимать, как устроена игра, то у него уже нет той страсти к игре, т.к. он уже понимает, что нажатия кнопок на клавиатуре вызывают всего лишь включение определенной анимации его компьютерного персонажа. У ребенка формируется интерес к созданию своей собственной игры, а это уже творческая работа, к тому же требующая знания программирования.
Виртуальная и дополненная реальности – особые технологические направления, тесно связанные с другими. Технологии включены в список ключевых и оказывают существенное влияние на развитие рынков Национальной Технологической Инициативы. Практически для каждой перспективной позиции «Атласа новых профессий» крайне полезны будут знания из области компьютерного зрения, систем трекинга, 3D моделирования и т.д. Например, если раньше все чертежи какой-то детали выполнялись в 2D формате, то сегодня сначала создают 3D модель, а уже из нее вытаскивают чертежи в 2D. Уже сегодня многие фирмы начали создавать трехмерные кадастровые паспорта. В перспективе кадастровый инженер будет сканировать помещения лазером, а далее специалисты по трехмерному проектированию по облаку точек строить 3D модель и раскладывать ее на чертежи и схемы. Чтобы соответствовать требованиям общества современный инженер должен обладать навыками работы в разных технологических средах. Растет спрос на работников, обладающих максимальной гибкостью и высокой креативностью, готовых как к самостоятельным действиям, так и к командной работе. В этой связи технологии виртуальной и дополненной реальности позволяют дополнять изображение реального мира виртуальными элементами – 3D моделями, видео, текстом и пр. Представьте: вы наводите планшет на какое-то оборудование, например, станок, и видите на экране гаджета принципы его работы, технические характеристики станка, все сложные внутренние процессы, которые вы никогда не увидите в обычных условиях, как на интерактивном «рентгеновском» снимке. Подобные приложения и решают разные задачи. Будущим инженерам она помогает в поиске оптимальных конструкторских решений, а, например, в биомедицине моделирование существенно снижает сроки и стоимость экспериментов в лабораториях. Виртуальная и дополненная реальность включены экспертами в список ключевых технологий. В ближайшем будущем практически для каждой перспективной профессии крайне полезны будут знания из области компьютерного зрения, систем трекинга, 3D моделирования и т.д. Итак, кем бы ни решил стать ребенок, в будущем ему очень пригодятся навыки работы с перспективными и актуальными технологиями. Моя цель как наставника обучать технологиям VR/AR для решения реальных задач.
- Чему научится ребенок в кружке?
- Отмечу, что разработка приложений виртуальной и дополненной реальности - новый профиль Олимпиады Кружкового движения Национальной технологической инициативы – соревнований для школьников 8-11 классов. Победа в Олимпиаде дает 100 баллов ЕГЭ по одному из профильных предметов и возможность поступления в ведущие технические вузы России.
Также ребенок сможет научится делать проекты в геймдеве, бизнесе, ритейле, маркетинге, архитектуре, медицине. Освоив навыки создания приложений в виртуальной и дополненной реальности, он сможет приобщиться к молодой и одной из самых перспективных областей программирования. Полученные навыки VR/AR разработки, создания и ведения проектов добавят тысячу очков к любой профессии.
Перспективы технологий виртуальной и дополненной реальности очевидны. То как можно применять эти технологии вполне понятно уже сегодня. Пройдет еще примерно пять лет для того, чтобы VR и AR технологии пришли на массовый рынок. Поэтому именно те, кто изучают эти технологии сейчас, завтра получат неоспоримое преимущество.
Последние новости
Почему золото до сих пор считается финансовым супергероем
Для тех, кто считает, что аксессуар должен заявлять о себе — золото говорит громко и уверенно, даже без слов.

На заседании Избирательной комиссии Республики Бурятия 4 апреля 2025 года:
утверждены результаты учета объема эфирного времени, затраченного на освещение деятельности политических партий, представленных в Народном Хурале Республики Бурятия,

ФАС предлагает установить нормативы продажи и покупки рыбы на бирже
Служба выявила значительное влияние посредников на конечную стоимость рыбной продукции Напомним, ранее ведомство проводило анализ ценовой структуры наиболее облавливаемых видов рыбы – минтай, треска, пикша, сельдь, горбуша.
Потребительский кредит без боли: как не стать жертвой долговой ямы
Как взять кредит с умом и не пожалеть об этом спустя пару месяцев