Чиновники Улан-Удэ не решают проблемы детей-инвалидов, а создают их
Школа №60 социальной адаптации в полном составе переезжает в старое здание школы №63 в 113 квартале Школа №60 социальной адаптации детей-инвалидов в полном составе переезжает в старое здание школы №63 в 113 квартале.
Школа №60 социальной адаптации в полном составе переезжает в старое здание школы №63 в 113 квартале
Школа №60 социальной адаптации детей-инвалидов в полном составе переезжает в старое здание школы №63 в 113 квартале. Официальная причина, по которой дети с ограниченными возможностями должны будут добираться со всех концов города в отдаленный квартал с затрудненным движением общественного транспорта, – несоответствие старого здания нормам СанПин. На сегодняшний день прежнее здание по улице Смолина, 51, признано временно непригодным, и с нового учебного года эксплуатироваться не будет.
Пресс-тур
Администрация города Улан-Удэ уже потрудилась организовать пресс-тур «О создании условий для обучения ученикам школы № 60 социальной адаптации детей-инвалидов» для журналистов, чтобы продемонстрировать успех найденного решения. За кадром осталось главное: лакомый участок земли в центре города, на котором сейчас стоит подлежащая сносу школа №60, детям не вернут. Напротив, уже заявлено, что места для строительства новой школы для детей-инвалидов там категорически нет. Не секрет, что решение о переселении школы жители сотых кварталов тоже встретили без восторга.
- Тот участок земли, на котором сейчас стоит школа, соседствует с пустырем и аварийным бараком, в котором всего 78 квартир. Дом этот так или иначе будут расселять. Места для новой школы там было бы достаточно, но, видимо, кому-то очень сильно приглянулся этот участок в центре, – озвучивает председатель общественного движения «Юго-Запад» Оюна Башинова то, о чем думают сейчас многие.
В день, когда мэрия организовала пресс-тур, ей позвонил один из тележурналистов.
- За полчаса до начала меня позвали дать комментарий, и я поехала, чтобы рассказать, что на самом деле не все так гладко и есть серьезная проблема, которую чиновники в который раз хотят скрыть.
Но журналисты, словно договорившись, избегали ее. Пока, наконец, почувствовав неладное, она не спросила прямо: «Скажите, для чего вы позвали меня?». Ответ журналиста, пригласившего ее был: «Если честно, мне кажется, ситуация устраивает всех, кроме вас двоих. И вы все делаете для того, чтобы попиариться и пойти в политику». После этого Башинову оставили в гордом онемевшем одиночестве.
«Вы сами за это боролись!»
Вторым несогласным и «пиарящимся» оказалась бабушка одного из учеников школы №60 Роза Дагбаевна Балданова. Взяв под опеку тяжелобольного и осиротевшего внучатого племянника, она многие годы ходила на приемы к чиновникам, настаивая на том, что аварийное здание школы мало и не соответствует нормам. Притом что большая часть детей из-за нехватки мест сидят дома. Вот ее в нужный момент и объявили виноватой в том, что школу решили снести, а детей отправить на учебу в отдаленный район.
«Вы же сами за это боролись!» - не скрывая радости в глазах говорят чиновники. «Это вы этого добились!» - обвиняют рассерженные матери, которым теперь предстоит возить своих детей в отдаленную школу. Сама Роза Балданова говорит: «По закону о прокуратуре одна из главных задач - контроль и надзор за правами несовершеннолетних. Несколько лет волокитных проверок СОШ №60 понадобилось прокуратуре, чтобы выйти в суд по несоответствию здания нормативным требованиям, предоставлению детям-инвалидам всех возможностей для социализации, а школа так и называется. Хотя рычагов предостаточно, ни разу прокурор республики не использовал представление к главе. Единственное, что обратился в суд, который в решении потребовал построить для наших детей новое здание школы, отвечающее современным требованиям доступной среды».
Где и что дают
Как известно, в Улан-Удэ есть только три места, куда можно доехать без пересадок: центр города, Саяны и Элеватор. Поскольку дети с тяжелыми заболеваниями живут везде, то и школа должна быть там, куда всем доехать проще. Сотые кварталы не относятся к местам, куда доехать легко. Автобусы штурмуют жители кварталов, жалуясь на то, что власти никак не решат проблему общественного транспорта.
А теперь представьте, что ждет любого ребенка, который должен будет ежедневно ездить в школу в часы пик. Любого, не говоря уже об инвалидах.
…Все люди разные. Кто-то ради того, чтобы ребенок учился в школе, а не сидел целыми днями в одиночестве, будет возить его на своей машине туда и обратно в течение дня. А у кого-то такой возможности нет. Не секрет, что многие семьи с детьми с ОВЗ неполные. Зачастую мать успевает работать и растить детей. Теперь представьте, как она будет справляться?
«Юго-Запад» против
- А я против такого решения вопроса, - говорит Оюна Башинова.
Когда с помпой открывали новую школу №63, много оказалось «виновных» в ее открытии. И только немногие помнили, как все начиналось в те времена, когда в сотых кварталах было несколько домов и ни одной школы. Вот тогда, в 90-е, силами родителей, уставших возить детей в школу, методом народной стройки пустующее здание детского сада превратили в школу. Ту самую «старую» школу №63, часть которой теперь займут дети школы №60.
- Это здание в 300 с лишним квадратных метров нужно было бы превратить в детский сад для сотых кварталов, - говорит Оюна Башинова.
Когда в 2015 году на ребенка в этой школе стало приходится меньше метра, родители собрали подписи и пошли к чиновникам. Год своей жизни Оюна Ивановна посвятила хождению по кабинетам.
- Однажды нам сказали, что как с физлицами с нами можно не разговаривать, вот если бы мы были партией или общественным движением…
Так появилось общественное движение «Юго-Запад». Теперь Башинова, как председатель, может созвать пресс-конференцию или круглый стол, выступить в Хурале и требовать отчета от министерств и ведомств. Именно так, коротко говоря, они добились решения о строительстве нового здания школы №63. Тогда оплаченный проект стоимостью 60 млн рублей едва отыскали в неразберихе между комитетом образования Улан-Удэ и Министерством науки и образования Бурятии. Это отдельная история, из которой Башинова, как бывший чиновник и аналитик, вывела одно – люди плохо делают свою работу.
- Когда чиновник знает, что каждую среду ему предстоит отчитываться на совещании, только тогда он начинает двигаться, – говорит она.
Предвосхитили нападение
Похоже, чиновники вычислили метод Башиновой.
- Даже смешно, – говорит она. - Мы всегда действовали с помощью средств массовой информации. За несколько дней до пресс-тура я отнесла заявление в комитет по образованию на имя председателя Ульяны Афанасьевой, в котором высказалась за необходимость выделения земли для строительства школы для детей с инвалидностью в одном из доступных мест города (они, поверьте, есть!), а не решать проблему так, как сейчас. После этого чиновники решили сработать на опережение – не дать подняться скандалу накануне выборов мэра. К пресс-туру подготовились капитально, отрапортовав в СМИ о положительном решении вопроса с детьми-инвалидами.
Так и вышли всюду новости о том, как удачно решили вопрос городские власти.
Решение суда по 60-й школе было вынесено еще в 2018 году. До 1 января 2020 года чиновники должны выполнить его.
- Никто ничего не делал, - спокойно утверждает Оюна Башинова. – Администрация города должна была составить план мероприятий для всех комитетов, которых это касается, и «спустить» им для исполнения. План мероприятий нам показать отказались, хотя утверждают, что работа ведется почти два года. Просто увидели вот эту «освободившуюся» «старую» 63-ю школу и решили таким образом выйти из положения. Воткнуть туда школу №60, несмотря на то, что кварталы растут вместе с потребностью в школьных и садовских местах.
Что делать?
Так как город сам не в состоянии одолеть строительство новой школы, была федеральная программа «Школа в одну смену», 70% которой финансировал федеральный бюджет.
- Благодаря этой программе в Иркутской области при точно таком же климатическом периоде в 2015-2016 годах было построено 15 школ, а в Бурятии в это время – только пристрой к старой школе №63, а затем уже новое здание той же школы. И все. Просто наши чиновники не участвовали в этой программе. Есть много разных программ, в которых Бурятия никогда не участвует по необъяснимым причинам, – говорит Оюна Башинова.
Что сказал глава
Глава Бурятии Алексей Цыденов на личном приеме 19 августа сказал, учитывая факт, что из-за нехватки помещений лишь 117 из 536 учащихся школы имеют возможность учиться в классах, можно подумать о включении в программу «Школа до 2025 года», направленную на ликвидацию третьей смены.
Сейчас же родители ждут нового учебного года в растерянности. Пока власти и директор школы красиво говорят о заботе о детях, родители учеников 60-й школы разделились: кто-то за то, чтобы добиваться строительства школы для детей–инвалидов в центре города. - Не нам, так следующим родителям будет легче, - говорят они. Кто-то за то, чтобы смириться и попытаться ездить в сотые кварталы. Есть и те, кто твердо решил перейти на домашнее обучение. И почти нет тех, кто отправился в массовую школу по месту жительства, чего так добиваются наши чиновники Минобразования, твердящие об инклюзии, условий для которой в реальности нет. Но все боятся одного – что чиновники постепенно прикроют школу.
- Эту школу нужно беречь, развивать и гордиться тем, что в России есть всего две таких школы – в Улан-Удэ и в Самаре. Нужно построить детям нормальное здание и сделать так, чтобы к нам ездили за опытом, - говорит Оюна Башинова.
Не зря говорят, что большие чиновники должны жить жизнью народа – без служебных машин и т.д. Нужно, чтобы они сами попробовали возить своих детей на автобусе – в толчее да через весь город темными зимними утрами. А то иначе конный пешего совсем не понимает.
Диляра Батудаева, «Номер один» Фото: "Номер один"
Школа №60 социальной адаптации детей-инвалидов в полном составе переезжает в старое здание школы №63 в 113 квартале. Официальная причина, по которой дети с ограниченными возможностями должны будут добираться со всех концов города в отдаленный квартал с затрудненным движением общественного транспорта, – несоответствие старого здания нормам СанПин. На сегодняшний день прежнее здание по улице Смолина, 51, признано временно непригодным, и с нового учебного года эксплуатироваться не будет.
Пресс-тур
Администрация города Улан-Удэ уже потрудилась организовать пресс-тур «О создании условий для обучения ученикам школы № 60 социальной адаптации детей-инвалидов» для журналистов, чтобы продемонстрировать успех найденного решения. За кадром осталось главное: лакомый участок земли в центре города, на котором сейчас стоит подлежащая сносу школа №60, детям не вернут. Напротив, уже заявлено, что места для строительства новой школы для детей-инвалидов там категорически нет. Не секрет, что решение о переселении школы жители сотых кварталов тоже встретили без восторга.
- Тот участок земли, на котором сейчас стоит школа, соседствует с пустырем и аварийным бараком, в котором всего 78 квартир. Дом этот так или иначе будут расселять. Места для новой школы там было бы достаточно, но, видимо, кому-то очень сильно приглянулся этот участок в центре, – озвучивает председатель общественного движения «Юго-Запад» Оюна Башинова то, о чем думают сейчас многие.
В день, когда мэрия организовала пресс-тур, ей позвонил один из тележурналистов.
- За полчаса до начала меня позвали дать комментарий, и я поехала, чтобы рассказать, что на самом деле не все так гладко и есть серьезная проблема, которую чиновники в который раз хотят скрыть.
Но журналисты, словно договорившись, избегали ее. Пока, наконец, почувствовав неладное, она не спросила прямо: «Скажите, для чего вы позвали меня?». Ответ журналиста, пригласившего ее был: «Если честно, мне кажется, ситуация устраивает всех, кроме вас двоих. И вы все делаете для того, чтобы попиариться и пойти в политику». После этого Башинову оставили в гордом онемевшем одиночестве.
«Вы сами за это боролись!»
Вторым несогласным и «пиарящимся» оказалась бабушка одного из учеников школы №60 Роза Дагбаевна Балданова. Взяв под опеку тяжелобольного и осиротевшего внучатого племянника, она многие годы ходила на приемы к чиновникам, настаивая на том, что аварийное здание школы мало и не соответствует нормам. Притом что большая часть детей из-за нехватки мест сидят дома. Вот ее в нужный момент и объявили виноватой в том, что школу решили снести, а детей отправить на учебу в отдаленный район.
«Вы же сами за это боролись!» - не скрывая радости в глазах говорят чиновники. «Это вы этого добились!» - обвиняют рассерженные матери, которым теперь предстоит возить своих детей в отдаленную школу. Сама Роза Балданова говорит: «По закону о прокуратуре одна из главных задач - контроль и надзор за правами несовершеннолетних. Несколько лет волокитных проверок СОШ №60 понадобилось прокуратуре, чтобы выйти в суд по несоответствию здания нормативным требованиям, предоставлению детям-инвалидам всех возможностей для социализации, а школа так и называется. Хотя рычагов предостаточно, ни разу прокурор республики не использовал представление к главе. Единственное, что обратился в суд, который в решении потребовал построить для наших детей новое здание школы, отвечающее современным требованиям доступной среды».
Где и что дают
Как известно, в Улан-Удэ есть только три места, куда можно доехать без пересадок: центр города, Саяны и Элеватор. Поскольку дети с тяжелыми заболеваниями живут везде, то и школа должна быть там, куда всем доехать проще. Сотые кварталы не относятся к местам, куда доехать легко. Автобусы штурмуют жители кварталов, жалуясь на то, что власти никак не решат проблему общественного транспорта.
А теперь представьте, что ждет любого ребенка, который должен будет ежедневно ездить в школу в часы пик. Любого, не говоря уже об инвалидах.
…Все люди разные. Кто-то ради того, чтобы ребенок учился в школе, а не сидел целыми днями в одиночестве, будет возить его на своей машине туда и обратно в течение дня. А у кого-то такой возможности нет. Не секрет, что многие семьи с детьми с ОВЗ неполные. Зачастую мать успевает работать и растить детей. Теперь представьте, как она будет справляться?
«Юго-Запад» против
- А я против такого решения вопроса, - говорит Оюна Башинова.
Когда с помпой открывали новую школу №63, много оказалось «виновных» в ее открытии. И только немногие помнили, как все начиналось в те времена, когда в сотых кварталах было несколько домов и ни одной школы. Вот тогда, в 90-е, силами родителей, уставших возить детей в школу, методом народной стройки пустующее здание детского сада превратили в школу. Ту самую «старую» школу №63, часть которой теперь займут дети школы №60.
- Это здание в 300 с лишним квадратных метров нужно было бы превратить в детский сад для сотых кварталов, - говорит Оюна Башинова.
Когда в 2015 году на ребенка в этой школе стало приходится меньше метра, родители собрали подписи и пошли к чиновникам. Год своей жизни Оюна Ивановна посвятила хождению по кабинетам.
- Однажды нам сказали, что как с физлицами с нами можно не разговаривать, вот если бы мы были партией или общественным движением…
Так появилось общественное движение «Юго-Запад». Теперь Башинова, как председатель, может созвать пресс-конференцию или круглый стол, выступить в Хурале и требовать отчета от министерств и ведомств. Именно так, коротко говоря, они добились решения о строительстве нового здания школы №63. Тогда оплаченный проект стоимостью 60 млн рублей едва отыскали в неразберихе между комитетом образования Улан-Удэ и Министерством науки и образования Бурятии. Это отдельная история, из которой Башинова, как бывший чиновник и аналитик, вывела одно – люди плохо делают свою работу.
- Когда чиновник знает, что каждую среду ему предстоит отчитываться на совещании, только тогда он начинает двигаться, – говорит она.
Предвосхитили нападение
Похоже, чиновники вычислили метод Башиновой.
- Даже смешно, – говорит она. - Мы всегда действовали с помощью средств массовой информации. За несколько дней до пресс-тура я отнесла заявление в комитет по образованию на имя председателя Ульяны Афанасьевой, в котором высказалась за необходимость выделения земли для строительства школы для детей с инвалидностью в одном из доступных мест города (они, поверьте, есть!), а не решать проблему так, как сейчас. После этого чиновники решили сработать на опережение – не дать подняться скандалу накануне выборов мэра. К пресс-туру подготовились капитально, отрапортовав в СМИ о положительном решении вопроса с детьми-инвалидами.
Так и вышли всюду новости о том, как удачно решили вопрос городские власти.
Решение суда по 60-й школе было вынесено еще в 2018 году. До 1 января 2020 года чиновники должны выполнить его.
- Никто ничего не делал, - спокойно утверждает Оюна Башинова. – Администрация города должна была составить план мероприятий для всех комитетов, которых это касается, и «спустить» им для исполнения. План мероприятий нам показать отказались, хотя утверждают, что работа ведется почти два года. Просто увидели вот эту «освободившуюся» «старую» 63-ю школу и решили таким образом выйти из положения. Воткнуть туда школу №60, несмотря на то, что кварталы растут вместе с потребностью в школьных и садовских местах.
Что делать?
Так как город сам не в состоянии одолеть строительство новой школы, была федеральная программа «Школа в одну смену», 70% которой финансировал федеральный бюджет.
- Благодаря этой программе в Иркутской области при точно таком же климатическом периоде в 2015-2016 годах было построено 15 школ, а в Бурятии в это время – только пристрой к старой школе №63, а затем уже новое здание той же школы. И все. Просто наши чиновники не участвовали в этой программе. Есть много разных программ, в которых Бурятия никогда не участвует по необъяснимым причинам, – говорит Оюна Башинова.
Что сказал глава
Глава Бурятии Алексей Цыденов на личном приеме 19 августа сказал, учитывая факт, что из-за нехватки помещений лишь 117 из 536 учащихся школы имеют возможность учиться в классах, можно подумать о включении в программу «Школа до 2025 года», направленную на ликвидацию третьей смены.
Сейчас же родители ждут нового учебного года в растерянности. Пока власти и директор школы красиво говорят о заботе о детях, родители учеников 60-й школы разделились: кто-то за то, чтобы добиваться строительства школы для детей–инвалидов в центре города. - Не нам, так следующим родителям будет легче, - говорят они. Кто-то за то, чтобы смириться и попытаться ездить в сотые кварталы. Есть и те, кто твердо решил перейти на домашнее обучение. И почти нет тех, кто отправился в массовую школу по месту жительства, чего так добиваются наши чиновники Минобразования, твердящие об инклюзии, условий для которой в реальности нет. Но все боятся одного – что чиновники постепенно прикроют школу.
- Эту школу нужно беречь, развивать и гордиться тем, что в России есть всего две таких школы – в Улан-Удэ и в Самаре. Нужно построить детям нормальное здание и сделать так, чтобы к нам ездили за опытом, - говорит Оюна Башинова.
Не зря говорят, что большие чиновники должны жить жизнью народа – без служебных машин и т.д. Нужно, чтобы они сами попробовали возить своих детей на автобусе – в толчее да через весь город темными зимними утрами. А то иначе конный пешего совсем не понимает.
Диляра Батудаева, «Номер один» Фото: "Номер один"
Последние новости
Фашизм и уроки истории
Как победа над фашизмом формирует общественное сознание.
Экономическое развитие Республики Бурятия
Обзор текущих экономических инициатив и проектов в регионе.
Новые инициативы для развития Республики Бурятия
Республика Бурятия разрабатывает новые программы для улучшения жизни граждан.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией
Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Муроме, охватывающие все важные события в городе