В Бурятии катастрофически не хватает артистов

В местных театрах возник настоящий кадровый голод Текст: Натали Грюнвальд Улан-удэнские зрители стали замечать, что на сцене разных театров зачастую играют одни и те же актеры.

В местных театрах возник настоящий кадровый голод Текст: Натали Грюнвальд Улан-удэнские зрители стали замечать, что на сцене разных театров зачастую играют одни и те же актеры. Как выяснилось, такая тенденция в городе отмечается от безвыходности - в связи с  кадровым голодом.

Играть некому

С одной стороны, Улан-Удэ - театральный город. В нем успешно работают целых пять республиканских театров. С другой стороны, есть не радующая статистика. Регулярно гостями культурных учреждений становятся лишь 4% обывателей столицы Бурятии. Число зрителей почему-то не увеличивается в процентном отношении. Не от того ли, что публика все время наблюдает одних и тех же артистов на сценах большинства театров?

- В стенах Русдрама голод кадров. У нас еще не было такой ситуации, чтобы мы брали артистов из соседних театров. Такое в первый раз. Мы делим их между Русским, Молодежным и даже Кукольным театрами. Это нормально? Я должна играть и мамку, и няньку, и эксцентричную мадам, и драму. В моем возрасте уже не может быть ежедневной занятости. Это физически тяжело, - говорит заслуженная артистка России Марина Ланина.

За последний месяц труппу Русского драматического театра покинуло сразу шесть актеров. Одной из причин ухода профессионалов своего дела и любимых публикой артистов стал конфликт, разыгравшийся между художественным руководителем и частью труппы.

Для и без того маленького коллектива это колоссальная потеря. Учитывая тот факт, что актерам приходится выступать не только на большой, но и на малой сцене. Играть многонаселенные (где задействовано много актеров. – Прим. авт.) спектакли стало почти некому.

- Репетируя изо дня в день, мы «тащим» старые образы. Все наши актеры работают на износ. У меня, допустим, два спектакля «Ханума» (12+) и еще третий «На всякого мудреца довольно простоты» (12+). Совершенно разные роли. А хочешь не хочешь, ты все равно перемешаешь их в голове. В третьем спектакле я играю жесткую личность, а энергии уже такой нет. Потому что не успеваешь даже восполниться, - рассказывает Марина Ланина.

Таланты рвут на части

Ситуация кадрового голода отмечается не только в Русдраме. Улан-удэнские театры, пытаясь выправить ситуацию, приглашают выпускников различных городских учебных заведений. Юные таланты рвут на части.

- Сейчас выпустились молодые артисты. Мы их пригласили на работу и Молодежный театр. У ребят, безусловно, есть право выбора. Возможно, мы даже договоримся их делить. Чтобы они ходили и в Молодежный, и в Русский, - говорит художественный руководитель Русдрама Вячеслав Дьяченко.

К слову, артистов в Бурятии не готовят. Это связано с тем, что здесь нет специального театрального курса. Выпускники проходят базовое актерское мастерство, но профиль выпуска другой - в республике выпускаются будущие режиссеры массовых мероприятий и любительских театральных коллективов.

- Профессия артиста заключается в том, что он удивляет зрителя своим талантом. Безусловно, есть у нас артисты старой школы, хорошие профессионалы своего дела. Но таких мало. Театральные вузы дают набор специальных дисциплин. Во время обучения артистов заставляют работать над собой и развиваться. Но после выпуска они предоставлены сами себе. В дальнейшем ленятся и не самосовершенствуются, - констатирует Вячеслав Дьяченко.

Отсутствие целенаправленной актерской подготовки вдобавок связано и с истощением педагогических составов. Мастодонты кафедр театрального мастерства ушли на пенсию. Выпускников московских и питерских вузов, несущих за собой культуру центральных городов России, осталось единицы. В связи с чем просели методы и уровень взращивания специалистов.

Хотя даже выпускаемые в Улан-Удэ кадры в местные театры не спешат. Выпускники по большей части хотят работать в Москве.

- Когда в труппе появляются артисты других театральных школ, происходит синтез и взаимообмен опытом. Это обогащает театр. Но, к сожалению, на сегодняшний день отмечается тенденция: «в Москву, в Москву, в Москву!». Все хотят покорять столичные сцены. Однако стоит заметить, что там  пресыщен артистический рынок. А мы такой роскошью не обладаем. В Москве ты уволил актера и тысяча стоит у дверей, а в Улан-Удэ каждый на особом счету. Этим некоторые артисты и пользуются. Позволяют себе вседозволенность и манипуляции, - отмечает художественный руководитель Русдрама.

Приглашенные артисты

Может быть, тогда стоит приглашать артистов из других городов? Русдрам стабильно этим занимался. Но бывает, что уходят и приезжие. Многое зависит от того, как принимает новичков уже устоявшийся коллектив. И здесь уже не может помочь ни министерство культуры, ни художественный руководитель. Соперничество и зависть есть как в обычной жизни, так и в театральной. Буквально в четверг одна из  приглашенных актрис отыграла свою роль на сцене в последний раз. Театр потерял талантливую выпускницу Московского государственного института культуры.

Приглашенным артистам не только нужно создать доброжелательную атмосферу в коллективе, но также предоставить условия жилья и хорошую  заработную плату.

- В театрах всегда не хватает финансирования, а с его помощью можно было бы многое решить. Касаемо того, что есть внутри, то здесь необходимо решать проблемы с культурой взаимоотношений и дисциплиной. Все остальное у нас есть и будет. Сейчас театр, вопреки сложившимся обстоятельствам, продолжает работать. Мы получаем поддержку минкульта и зрителя, - говорит Вячеслав Дьяченко.

Пока же актеров продолжают зазывать из ближайших городов: Иркутска, Хабаровска, Красноярска и прочих. Однако многие к нам приезжают как на вахту. Для них работа в улан-удэнском антураже лишь временный доход. Действительно вкладывать душу смогли бы только местные профессионалы,  например подрастающее поколение. Возможно, есть смысл делать ставку на него и открыть для этого актерский факультет.

- Бурятии хорошо знакомы проблемы, характерные для многих регионов России. Это отток населения и нехватка кадров, в том числе в профессиональных коллективах республиканских театров. В республике предпринимаются меры по решению этих проблем. С 2014 года республика принимает активное участие в реализации программы целевого обучения. Она предполагает заключение трехстороннего соглашения: между вузом, организацией-работодателем и студентом. При этом организация-работодатель предусматривает меры социальной поддержки молодежи: это стипендии и оплата проезда до места обучения. Окончив вуз, выпускник должен вернуться в Бурятию и трудоустроиться в организации, которая его направила, - прокомментировали в Министерстве культуры Республики Бурятия.

Надежда есть

В настоящее время по этой программе в ведущих творческих образовательных организациях страны обучаются 146 студентов, из которых 37 человек учатся по целевому направлению.

- Работа в этом направлении дает свои плоды, и на сегодняшний день в учреждениях культуры уже трудятся 15 специалистов - наши первые «ласточки», прошедшие обучение по целевому направлению. После окончания Московской, Санкт-Петербургской и Новосибирской консерваторий вернулись в Бурятию и трудоустроились в Колледж искусств и театр оперы и балета шесть специалистов. В этом году еще восемь выпускников начали свою трудовую деятельность в учреждениях культуры республики, - сообщает министерство.

Так, в 2021 году по целевому направлению в Российский государственный институт сценических искусств в Санкт-Петербурге поступила целая студия для Бурятского республиканского театра кукол «Ульгэр» в составе 15 человек. В ближайшие годы театр пополнится новыми кадрами. Среди них будут режиссеры, художники-постановщики, художники-технологи, светорежиссеры, продюсеры, бутафоры.

- В прошлом году набран курс, и в настоящее время ребята обучаются во ВСГИК для того, чтобы пополнить кадры Государственного русского драматического театра, - сообщил минкульт.

Остается надеяться, что со временем кадровый голод в театрах города будет ликвидирован. Точно так же как и решатся  другие внутренние проблемы культурных учреждений. Как показала практика, гармоничная работа возможна только в тех учреждениях, где между руководителем и его сотрудниками налажен контакт и есть взаимоуважение. Тем более если речь идет о творческих личностях, которые сегодня  на вес золота.

Фото: А. Даниловой

Последние новости

Когда скидки превращаются в ловушку: как маркетологи учат нас тратить

Почему “-50% только сегодня” не всегда значит выгоду, как скидки играют на эмоциях и почему даже рациональные люди становятся жертвами маркетинговых трюков.

Как проверить квалификацию мастеров по ремонту серводвигателей?

Всё, что нужно знать, прежде чем доверить дорогое оборудование.

Почему золото до сих пор считается финансовым супергероем

Для тех, кто считает, что аксессуар должен заявлять о себе — золото говорит громко и уверенно, даже без слов.

Куда пойти с детьми в Уфе: 10 весёлых мест на выходные

Идеи для семейного отдыха в столице Башкортостана — от активных игр до познавательных музеев

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Набережных Челнах с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *