В автошколах Улан-Удэ вскрылась дискриминация

Людям старше 45 лет отказывают в обучении Текст: Натали Грюнвальд В улан-удэнских автошколах появилась новая тенденция.

Людям старше 45 лет отказывают в обучении Текст: Натали Грюнвальд В улан-удэнских автошколах появилась новая тенденция. Заключается она в отказе принимать на обучение людей старше 45. Впрочем, есть случаи, когда возрастных учениц все же готовы взять, но только за дополнительную плату. Насколько это законно и есть ли варианты обойти такое неожиданное и унизительное «возрастное ограничение», разбирался «Номер один».

Дискриминация и унижение

На прошлой неделе в нашу редакцию поступил нестандартный звонок. Улан-удэнка рассказала историю о том, как хотела подать документы на обучение в одну из городских автошкол. Но столкнулась с явной дискриминацией по возрасту.

- Я была крайне удивлена, узнав причину отказа. Раньше мне не доводилось слышать о том, что некоторые улан-удэнские автошколы отказывают в обучении людям старше 45 лет. Я обратилась сразу в несколько школ, которые считаются наиболее востребованными. И во всех мне отказали. Сослались на то, что люди, перешагнувшие этот порог возраста, плохо обучаемы. Услышать подобное неприятно, - говорит улан-удэнка Мария Широкова.

Начав разбираться в этой странной истории, мы выяснили, что Мария Широкова обращалась в автошколы «Олимп» и «Вип-Авто». Обе они категорически отказали в принятии документов на обучение из-за возраста. Интересно, что Мария была не первой, кто ушел оттуда в расстроенных чувствах.

- Я вообще не ожидала, что такое может быть. Такое отношение… словно я человек второго сорта. Как будто я бабушка, выжившая из ума. А мне всего-то 47 лет. С чего руководство школ решило, что я плохо обучаема и буду учиться хуже, чем 30-летние? Молодые тоже годами на пересдачу ходят и не могут сесть за руль. А в одной автошколе у меня вообще попросили доплату за возраст, представляете. Мне кажется, такое отношение и явную дискриминацию надо пресекать. Во-первых, все должно быть по закону. Во-вторых, никто не отменял этику и уважение к человеку, как бы он ни выглядел и в каком бы возрасте ни находился, - считает Ярослава Гончарова.

Разница в возрасте у наших героинь небольшая, всего один год. Обеим отказали. Женщины все же подали документы - их без проблем взяли на обучение другие автошколы. К счастью, в городе есть учебные заведения, которые не практикуют такие «правила».

Итоги эксперимента

Мы решили проверить информацию и лично обратиться в наиболее популярные автошколы нашего города и записаться на обучение. Наша легенда была простая: женщина 47 лет хочет пройти подготовку на обучение водителей категории «B».

- Здравствуйте, обучение на категорию «В» стоит 50 тыс. рублей. Длится три месяца. В эту сумму все включено кроме медицинской справки. Ее вы делаете за свой счет. Также есть вариант рассрочки, - сообщил нам по телефону сотрудник автошколы «Олимп».

К слову, в последний год стоимость обучения значительно скакнула вверх. Еще в 2007 году выучиться на категорию «В» можно было за 9 тыс.  рублей. В 2021 году – это стоило 32 тысячи, а в октябре 2023 года цена варьировалась уже от 40 до 45 тыс. рублей. Сегодня обучение обойдется в 50 тысяч. Вероятно, рост цен связан с подорожанием бензина, а также ужесточением требований к сдаче экзамена на право вождения, увеличением часов вождения и так далее. Хотя многие горожане сомневаются в обоснованности таких цен.

Но нас все же волновал ответ на вопрос касаемо возрастного ограничения для курсантов. Мы предупредили, что будущей ученице 47 лет, и услышали такой ответ.

- Да, ограничения по возрасту у нас есть. От 45 лет мы не берем. Такое решение принял директор. Его позиция такова, что мужчины и женщины старше этого возраста, когда идут обучаться, заваливают вождение. Попросту не справляются. Данное правило у нас действует с ноября, - объяснила представитель автошколы «Олимп».

Мы стали обзванивать и другие местные автошколы. Ровно в половине случаев нас оставили за бортом, а в другой были готовы принять на учебу, несмотря на возраст. Но больше всего нам запомнилась автошкола «Вип-Авто».

- Да, у нас тоже действует возрастное ограничение. Старше 45 лет мы не берем. Потому что данная возрастная категория плохо обучаемая. Прецеденты были, люди годами ходили и не сдавали. После чего забирали свои документы и уезжали сдавать экзамен в район. Если мы и берем старше 45 лет, то лишь за отдельную цену. Обучение обойдется вам в 68 тыс. рублей. Хотя сейчас даже по повышенному тарифу руководство просило не брать. Решение директора, - сообщили в автошколе «Вип-Авто».

Также аналогичный отказ мы получили в школе «Движение». Снова сославшись на очередное ограничение до 45 лет, распоряжение руководителя и прочее. Здесь заплатить «налог на возраст» нас не просили. Но и записывать тоже не хотели. Пояснять что-либо тоже не захотели, а просто бросили трубку. В дальнейшем, уже набирая с другого номера, на просьбу связать нас с директором сообщали, что тот находится в отпуске.

Возраст – не главное

Радует, что далеко не все улан-удэнские автошколы враждебно настроены к потенциальным курсантам в возрасте за 45 лет.  

- Никогда у нас не было такого ограничения. Мне непонятно, почему наши коллеги отказывают. Ведь способность хорошо водить зависит не от возраста, а от самого человека. От его реакции, способности думать и анализировать. Потому что дорожная ситуация меняется ежесекундно. Дело совершенно не в возрасте. Сколько случаев было, когда молодые не справлялись с вождением, а более зрелые, наоборот, –  делится опытом руководитель автошколы «Пора за руль» Светлана Попова.

Она рассказала о 64-летней курсантке, которой удалось освоить программу обучения.

- У нас проходила обучение женщина. Ей было 64 года. Единственное, с чем у нее были трудности, это теория. Видимо, давно училась, запуталась. Но сейчас же есть современные технологии, которые помогают обучаться быстрее. В конечном итоге она успешно прошла у нас обучение, сдала «город» со второго раза и благополучно переехала к своей дочери. Сейчас водит автомобиль, колесит по улочкам Санкт-Петербурга, - рассказывает руководитель автошколы.

Еще у одной женщины, которой тоже за 45, умер муж. Супружеская пара проживала совместно на Комушке. Вдове приходилось ежедневно спускаться с высокорасположенного района по темноте и ухабам. А оставшийся от любимого мужа автомобиль стоял в пыли.

- Подобных примеров у нас очень много. Вдовы часто обращаются в автошколу. Эта женщина также прекрасно отучилась, получила права. Совершенно никаких проблем в возрасте нет, приходите, - заключает Светлана Попова.

«Самые проблемные ученики»

Проводя эксперимент, мы заметили, что сразу в трех автошколах, отказавших нам из-за возраста, числится руководителем один и тот же человек - Жаргал Батуев. Мы решили взять у него комментарий.

- Правила о приеме курсантов каждая автошкола сама устанавливает. Мы же частная организация. Кого хотим - берем, кого хотим - не берем. Имеем право отказать человеку. Возрастные ученики более проблемные. Прецеденты были неоднократно. Чем старше человек, тем с ним сложнее. Это всегда 100%-ная пересдача экзамена по вождению. К тому же с ними отказываются работать инструкторы. Надо было просто раньше учиться. Конечно, так не во всех автошколах, в других принимают. Но мы их ни за какие деньги не берем. Даже несмотря на то, что у нас действует повышенный тариф. Все равно отказываем, - комментирует Жаргал Батуев.

Отрицать, что в одной из его автошкол можно «заплатить за возраст» повышенный тариф Жаргал Батуев не стал. А также акцентировал внимание на том, что введенное «возрастное ограничение» со временем может стать еще жестче.

- Если ситуация с возрастными курсантами станет еще хуже, то, наверное, планка будет не 45 лет, а еще ниже. Поскольку они не то что проблемные, они суперпроблемные. Нам даже инспекторы ГИБДД говорят: «А почему вы взяли такого человека на учебу?». Вот какой смысл принимать нам на учебу людей, которые не смогут сдать экзамен? Это пустая трата времени и денег. Ну и нервов само собой, - подытоживает Жаргал Батуев.

Прокуратура против

Насчет законности данного нововведения мы решили проконсультироваться непосредственно в ГИБДД.

- Государственная инспекция безопасности дорожного движения никак не регламентирует возраст обучающихся в автошколах. Опираясь на имеющиеся и действующие нормативные документы, мы с полной уверенностью можем сказать, что верхней возрастной границы для управления автотранспортным средством нет. Каждый водитель может столкнуться с разного рода ограничениями только со стороны медицинских работников при выдаче заключения о состоянии здоровья, - сообщили в ГИБДД МВД России по Республике Бурятия.

Прокуратура Республики Бурятия также подтвердила, что возраст действительно не является помехой для обучения в автошколах.

- Статьей 26 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определены условия получения права на управление транспортными средствами. Так, к сдаче экзаменов допускаются лица: достигшие 17-летнего возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение. Возрастные ограничения для получения соответствующего профессионального обучения законодательством не предусмотрены, - разъяснила заместитель прокурора Железнодорожного района города Улан-Удэ Ольга Пилипенко.

Все, кто оказался в аналогичной ситуации, могут обратиться в прокуратуру с заявлением. За подобные нарушения автошколам грозят штрафы.

- Автошколы не вправе устанавливать ограничения по возрасту, а также взымать дополнительную плату за оказываемую услугу. За нарушение или незаконное ограничение права на образование налагается административный штраф на должностных лиц в размере от 30 тысяч до 50 тыс. рублей; на юридических лиц - от 100 тысяч до 200 тыс. рублей, - подчеркнула заместитель прокурора Ольга Пилипенко.

Фото: «Номер один»

Последние новости

Когда скидки превращаются в ловушку: как маркетологи учат нас тратить

Почему “-50% только сегодня” не всегда значит выгоду, как скидки играют на эмоциях и почему даже рациональные люди становятся жертвами маркетинговых трюков.

Как проверить квалификацию мастеров по ремонту серводвигателей?

Всё, что нужно знать, прежде чем доверить дорогое оборудование.

Почему золото до сих пор считается финансовым супергероем

Для тех, кто считает, что аксессуар должен заявлять о себе — золото говорит громко и уверенно, даже без слов.

Потребительский кредит без боли: как не стать жертвой долговой ямы

Как взять кредит с умом и не пожалеть об этом спустя пару месяцев

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Саратове, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *