НАВСТРЕЧУ 100-ЛЕТИЮ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ. Народное образование и культура в довоенный период

С первых дней советской власти, когда потребовались многочисленные руководящие и организаторские кадры аппаратов управления, использовался метод выдвиженчества, в т. ч. из коренного населения.

С первых дней советской власти, когда потребовались многочисленные руководящие и организаторские кадры аппаратов управления, использовался метод выдвиженчества, в т. ч. из коренного населения.

Они проходили подготовку за пределами республики — в Москве и других городах страны. Большую роль в подготовке национальных руководящих партийно-советских кадров для восточных республик и областей страны, в т. ч. и Бурятии, сыграл созданный в 1921 г. в Москве Коммунистический университет трудящихся Востока.

  В постановлении ЦК ВКП(б) по этому вопросу говорилось: «В целях подготовки кадров партийных и советских работников для договорных и автономных советских республик, трудовых коммун и национальных меньшинств учреждается в Москве при Наркомпросе Университет трудящихся Востока».

Только за первые 4 года существования БМАССР (1924-1927) этот университет окончили 65 представителей Бурятии, в т. ч. 55 бурят.

  Выдвиженцы — руководящие работники народного образования проходили подготовку в Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской, преобразованной в 1935 г. в Коммунистический педагогический институт им. Н. К. Крупской.

  Кадры высшего звена по отраслям промышленности, строительства и транспорта обучались в промышленных академиях. Все учебные заведения с сокращенными сроками обучения и особыми планами и программами были временными и вызванными к жизни необходимостью ускоренной подготовки кадров, крайне необходимых советской власти.

В этот период появилась настоятельная необходимость в средних специальных учебных заведениях для подготовки специалистов на местах. В 1923 г. Прибайкальским губисполкомом в Верхнеудинске была открыта ремесленная школа для воспитанников детских домов, имевшая 3 мастерские — слесарную, столярную, сапожную. В 1929 г. мастерские были переименованы в профессионально-техническую школу им. П. П. Постышева.

К числу первых учреждений начального профессионального обучения относятся Верхнеудинская школа кройки и шитья, учебно-курсовая база «Установка», созданная в апреле 1924 г. По договорам с хозяйственными организациями в течение 2-3 месяцев готовились строительные рабочие. Основным методом обучения было индивидуальное и бригадное ученичество.

В 1930-1931 гг. на ст. Дивизионная работала школа строительного ученичества Забайкальской железной дороги, подготовившая 80 рабочих-строителей. В декабре 1932 г. на паровозовагонном заводе была открыта школа ФЗУ.

Были открыты средние специальные профессиональные учебные заведения — бурятский и русский педагогические техникумы (1924), медицинский и автодорожный в Верхнеудинске, кооперативный в Кяхте, финансово-экономический в Кабанске, сельскохозяйственный в Алари (1930), техникум искусств в Верхнеудинске, животноводческий в с. Тамча Селенгинского района (1931), техникум путей сообщения в Верхнеудинске(1932).

В Бурят-Монгольском педагогическом техникуме с первых лет готовились кадры и для Монголии. В 1930 г. по решению обкома партии при техникуме были открыты подготовительные курсы для батраков и бедняков. В 1932 г. с открытием в г. Улан-Удэ Бурят-Монгольского государственного педагогического института педагогические техникумы были переведены в Кяхту. С 1924 по 1932 г. в них было подготовлено 233 учителя начальных классов, а на педкурсах — 358. В последующие годы объединенный Кяхтинский педтехникум подготовил более 500 специалистов.

В 1932/33 уч. г. на базе школ II ступени в Агинском и Боханском аймаках было открыто 2 педтехникума. На заседании комиссии Госплана БМАССР в 1930 г. нарком здравоохранения А. Т. Трубачеев поставил вопрос об открытии медицинского техникума. В 1931 г. медтехникум размещался в здании детской поликлиники № 2, в 1932 г. был преобразован в фельдшерско-акушерскую школу с рабфаком для подготовки учащихся к поступлению в Восточно-Сибирский медицинский институт в г. Иркутске.

С 1933 по 1937 г. фельдшерско-акушерская школа подготовила 239 специалистов. Развитие торговли и нехватка кадров продавцов, счетоводов, товароведов потребовали создания в 1930 г. кооперативного техникума. В 1937 г. техникум переехал из Кяхты в Улан-Удэ, где к этому времени были построены учебный корпус и общежитие.

С ростом промышленного потенциала республики в 1930-е гг. возникла необходимость в кадрах, особенно для промышленного гиганта Бурятии — паровозо-вагонного завода. СНК СССР 5 ноября 1937 г. принял постановление об открытии в Улан-Удэ техникума железнодорожного транспорта, а уже в декабре 1937 г. было набрано 30 учащихся.

В 1931 г. был открыт техникум искусств для подготовки артистов, режиссеров, композиторов. В 1936 г. техникум искусств был преобразован в Бурят-Монгольское театрально-музыкальное училище, в связи с этим изменился профиль музыкального отделения, открылось исполнительское отделение с классами — вокальным, фортепиано, скрипки, виолончели и духовых инструментов.

В целях повышения образовательного уровня рабоче-крестьянской молодежи создавались рабочие факультеты «как автономные учебно-воспитательные учреждения, имеющие целью подготовку в кратчайший срок рабочих и крестьян к высшей школе». Первый рабфак в Бурятии был создан в сентябре 1930 г. в Верхнеудинске.

  В последующие годы были организованы транспортный, медицинский, педагогический и другие рабфаки. С 1930 по 1940 г. в Верхнеудинске работал Монгольский рабфак, имевший большое значение в подготовке кадров для Монголии и Тувы.

  На 1 января 1937 г. в республике работали 8 техникумов с 1367 учащимися и 5 рабфаков с 578 учащимися. За 1934-1936 гг. техникумы приняли 1787 абитуриентов и выпустили 534 специалиста.

В январе 1932 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР принял постановление об открытии Бурят-Монгольского педагогического института. В становлении института, организации учебного процесса, научной работы большую помощь оказали вузы Иркутска, Москвы, Ленинграда, направившие в Бурятию высококвалифицированных специалистов.

В феврале 1932 г. открылся агрозоотехнический институт с агротехническим, зоотехническим и подготовительным отделениями. В 1935 г. агрозоотехнический институт был преобразован в зооветеринарный, с зоотехническим и ветеринарным факультетами.

***

Особо отметим, что в первые годы советской власти рабоче-крестьянской молодежи при поступлении в вузы были предоставлены преимущества. В. И. Ленин выдвинул требование самой широкой возможности получения высшего образования «для пролетариев, для рабочих, для трудящихся крестьян».

Классовый принцип был главным при отборе абитуриентов и в последующие годы — рабочие и колхозники принимались в первую очередь. В 1936 г. Конституцией СССР всем гражданам страны было предоставлено равное право при поступлении в вузы, без каких-либо расовых, национальных, религиозных, имущественных или социальных ограничений.

***

С распространением советской власти в Бурятии стали регулярно издаваться газеты и журналы. В большом количестве выпускались листовки, плакаты, лозунги, в которых пропагандировались цели и задачи социалистического строительства, обсуждались повседневные вопросы.

В первые годы советской власти в Бурят-Монгольской автономной области РСФСР выходила газета «Красный бурят-монгол», в Бурят-Монгольской автономной области ДВР — «Шэнэ байдал» («Новая жизнь»), в Прибайкалье — «Рабочий и крестьянин Прибайкалья», «Красное Прибайкалье».

С образованием Бурят-Монгольской АССР областные газеты были переименованы: «Бурят-Монгольская правда», «Бурят-Монголой унэн», «Бурятский комсомолец», «Скотовод и пахарь».

В 1924 г. начал издаваться журнал «Жизнь Бурятии», освещавший проблемные вопросы государственного, хозяйственного и культурного строительства, а в 1925-1926 гг. появились новые издания: «Залуу малшан» («Молодой скотовод»), «Ленинэй ашанар» («Внучата Ленина») и «Уран угын шэмэ» («Букет художественного слова»).

В 1935 г. в республике выходили 31 газета, издававшиеся типографским способом (из них 10 — на бурятском языке); на промышленно-транспортных предприятиях — 8 многотиражек. В 1937 г. в республике издавалось газет в 2,5 раза больше, чем в 1932 г., а их тираж возрос в 3 раза.

***

В 1924 г. появились и начали работу первые кинопередвижки, составившие основу киносети республики. В 1924-1925 гг. в Верхнеудинске работали 7 кинопередвижек и стационарный кинотеатр.

В 1926 г. в столице Бурятии было уже 2 кинотеатра. В 1925-1926 гг. там демонстрировались фильмы «Броненосец Потемкин», «Бабий лог», «Красные дьяволята», «Избушка на Байкале», «Алкоголь, труд и здоровье» и др. Наркомпрос предпринял попытку собственного кинопроизводства — были сняты Буркавшкола и бурятский религиозный праздник Цам.

В 1930— 1932 гг. на 3- и 6-месячных курсах было подготовлено 150 киномехаников. В 1937-1938 гг. республика располагала 9 звуковыми кинотеатрами, 17 звуковыми и 4 немыми киноустановками, 50 кинопередвижками.

Среди культурно-просветительных учреждений особое место занимали музеи. С образованием республики оживилась деятельность Кяхтинского краеведческого музея. В октябре 1923 г. музей перешел в ведение Наркомпроса БМАССР, и были созданы благоприятные условия для развертывания его научной и культурно-просветительной работы.

Во 2-й половине 1930-х гг. появились новые типы культурно-досуговых учреждений — передвижные библиотеки, кино- и радиопередвижки, передвижные выставки, агитповозки, агитмашины. Они обслуживали населенные пункты, не имевшие стационарных учреждений культуры, а также сельских тружеников, работавших летом в поле, на фермах. Продолжалась работа по подготовке клубных работников на 3- и 6-месячных курсах в столице республики.

Были созданы библиотечные управления, отделы изб-читален, клубов, ДК, парков культуры и отдыха, музейной сети, школ и курсов для взрослых.

Для организационно-методической помощи культурно-просветительным учреждениям и подготовки кадров в 1936 г. был создан Республиканский дом народного творчества (РДНТ), который организовывал массовые мероприятия к знаменательным датам — годовщине республики, Дню Конституции и т. д., а также проводил смотры художественной самодеятельности во всех районах Бурятии.

В.Сергеев.

Последние новости

Когда скидки превращаются в ловушку: как маркетологи учат нас тратить

Почему “-50% только сегодня” не всегда значит выгоду, как скидки играют на эмоциях и почему даже рациональные люди становятся жертвами маркетинговых трюков.

Как проверить квалификацию мастеров по ремонту серводвигателей?

Всё, что нужно знать, прежде чем доверить дорогое оборудование.

Почему золото до сих пор считается финансовым супергероем

Для тех, кто считает, что аксессуар должен заявлять о себе — золото говорит громко и уверенно, даже без слов.

Герои‑невидимки: 10 мест, где вы сталкиваетесь со стойками СОН ежедневно

Железобетонные стойки СОН окружают нас повсюду — даже если мы не знаем, что это они

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Костроме на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *