НАВСТРЕЧУ 100-ЛЕТИЮ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ. Народное образование и культура в довоенный период

С первых дней советской власти, когда потребовались многочисленные руководящие и организаторские кадры аппаратов управления, использовался метод выдвиженчества, в т. ч. из коренного населения.

С первых дней советской власти, когда потребовались многочисленные руководящие и организаторские кадры аппаратов управления, использовался метод выдвиженчества, в т. ч. из коренного населения.

Они проходили подготовку за пределами республики — в Москве и других городах страны. Большую роль в подготовке национальных руководящих партийно-советских кадров для восточных республик и областей страны, в т. ч. и Бурятии, сыграл созданный в 1921 г. в Москве Коммунистический университет трудящихся Востока.

  В постановлении ЦК ВКП(б) по этому вопросу говорилось: «В целях подготовки кадров партийных и советских работников для договорных и автономных советских республик, трудовых коммун и национальных меньшинств учреждается в Москве при Наркомпросе Университет трудящихся Востока».

Только за первые 4 года существования БМАССР (1924-1927) этот университет окончили 65 представителей Бурятии, в т. ч. 55 бурят.

  Выдвиженцы — руководящие работники народного образования проходили подготовку в Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской, преобразованной в 1935 г. в Коммунистический педагогический институт им. Н. К. Крупской.

  Кадры высшего звена по отраслям промышленности, строительства и транспорта обучались в промышленных академиях. Все учебные заведения с сокращенными сроками обучения и особыми планами и программами были временными и вызванными к жизни необходимостью ускоренной подготовки кадров, крайне необходимых советской власти.

В этот период появилась настоятельная необходимость в средних специальных учебных заведениях для подготовки специалистов на местах. В 1923 г. Прибайкальским губисполкомом в Верхнеудинске была открыта ремесленная школа для воспитанников детских домов, имевшая 3 мастерские — слесарную, столярную, сапожную. В 1929 г. мастерские были переименованы в профессионально-техническую школу им. П. П. Постышева.

К числу первых учреждений начального профессионального обучения относятся Верхнеудинская школа кройки и шитья, учебно-курсовая база «Установка», созданная в апреле 1924 г. По договорам с хозяйственными организациями в течение 2-3 месяцев готовились строительные рабочие. Основным методом обучения было индивидуальное и бригадное ученичество.

В 1930-1931 гг. на ст. Дивизионная работала школа строительного ученичества Забайкальской железной дороги, подготовившая 80 рабочих-строителей. В декабре 1932 г. на паровозовагонном заводе была открыта школа ФЗУ.

Были открыты средние специальные профессиональные учебные заведения — бурятский и русский педагогические техникумы (1924), медицинский и автодорожный в Верхнеудинске, кооперативный в Кяхте, финансово-экономический в Кабанске, сельскохозяйственный в Алари (1930), техникум искусств в Верхнеудинске, животноводческий в с. Тамча Селенгинского района (1931), техникум путей сообщения в Верхнеудинске(1932).

В Бурят-Монгольском педагогическом техникуме с первых лет готовились кадры и для Монголии. В 1930 г. по решению обкома партии при техникуме были открыты подготовительные курсы для батраков и бедняков. В 1932 г. с открытием в г. Улан-Удэ Бурят-Монгольского государственного педагогического института педагогические техникумы были переведены в Кяхту. С 1924 по 1932 г. в них было подготовлено 233 учителя начальных классов, а на педкурсах — 358. В последующие годы объединенный Кяхтинский педтехникум подготовил более 500 специалистов.

В 1932/33 уч. г. на базе школ II ступени в Агинском и Боханском аймаках было открыто 2 педтехникума. На заседании комиссии Госплана БМАССР в 1930 г. нарком здравоохранения А. Т. Трубачеев поставил вопрос об открытии медицинского техникума. В 1931 г. медтехникум размещался в здании детской поликлиники № 2, в 1932 г. был преобразован в фельдшерско-акушерскую школу с рабфаком для подготовки учащихся к поступлению в Восточно-Сибирский медицинский институт в г. Иркутске.

С 1933 по 1937 г. фельдшерско-акушерская школа подготовила 239 специалистов. Развитие торговли и нехватка кадров продавцов, счетоводов, товароведов потребовали создания в 1930 г. кооперативного техникума. В 1937 г. техникум переехал из Кяхты в Улан-Удэ, где к этому времени были построены учебный корпус и общежитие.

С ростом промышленного потенциала республики в 1930-е гг. возникла необходимость в кадрах, особенно для промышленного гиганта Бурятии — паровозо-вагонного завода. СНК СССР 5 ноября 1937 г. принял постановление об открытии в Улан-Удэ техникума железнодорожного транспорта, а уже в декабре 1937 г. было набрано 30 учащихся.

В 1931 г. был открыт техникум искусств для подготовки артистов, режиссеров, композиторов. В 1936 г. техникум искусств был преобразован в Бурят-Монгольское театрально-музыкальное училище, в связи с этим изменился профиль музыкального отделения, открылось исполнительское отделение с классами — вокальным, фортепиано, скрипки, виолончели и духовых инструментов.

В целях повышения образовательного уровня рабоче-крестьянской молодежи создавались рабочие факультеты «как автономные учебно-воспитательные учреждения, имеющие целью подготовку в кратчайший срок рабочих и крестьян к высшей школе». Первый рабфак в Бурятии был создан в сентябре 1930 г. в Верхнеудинске.

  В последующие годы были организованы транспортный, медицинский, педагогический и другие рабфаки. С 1930 по 1940 г. в Верхнеудинске работал Монгольский рабфак, имевший большое значение в подготовке кадров для Монголии и Тувы.

  На 1 января 1937 г. в республике работали 8 техникумов с 1367 учащимися и 5 рабфаков с 578 учащимися. За 1934-1936 гг. техникумы приняли 1787 абитуриентов и выпустили 534 специалиста.

В январе 1932 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР принял постановление об открытии Бурят-Монгольского педагогического института. В становлении института, организации учебного процесса, научной работы большую помощь оказали вузы Иркутска, Москвы, Ленинграда, направившие в Бурятию высококвалифицированных специалистов.

В феврале 1932 г. открылся агрозоотехнический институт с агротехническим, зоотехническим и подготовительным отделениями. В 1935 г. агрозоотехнический институт был преобразован в зооветеринарный, с зоотехническим и ветеринарным факультетами.

***

Особо отметим, что в первые годы советской власти рабоче-крестьянской молодежи при поступлении в вузы были предоставлены преимущества. В. И. Ленин выдвинул требование самой широкой возможности получения высшего образования «для пролетариев, для рабочих, для трудящихся крестьян».

Классовый принцип был главным при отборе абитуриентов и в последующие годы — рабочие и колхозники принимались в первую очередь. В 1936 г. Конституцией СССР всем гражданам страны было предоставлено равное право при поступлении в вузы, без каких-либо расовых, национальных, религиозных, имущественных или социальных ограничений.

***

С распространением советской власти в Бурятии стали регулярно издаваться газеты и журналы. В большом количестве выпускались листовки, плакаты, лозунги, в которых пропагандировались цели и задачи социалистического строительства, обсуждались повседневные вопросы.

В первые годы советской власти в Бурят-Монгольской автономной области РСФСР выходила газета «Красный бурят-монгол», в Бурят-Монгольской автономной области ДВР — «Шэнэ байдал» («Новая жизнь»), в Прибайкалье — «Рабочий и крестьянин Прибайкалья», «Красное Прибайкалье».

С образованием Бурят-Монгольской АССР областные газеты были переименованы: «Бурят-Монгольская правда», «Бурят-Монголой унэн», «Бурятский комсомолец», «Скотовод и пахарь».

В 1924 г. начал издаваться журнал «Жизнь Бурятии», освещавший проблемные вопросы государственного, хозяйственного и культурного строительства, а в 1925-1926 гг. появились новые издания: «Залуу малшан» («Молодой скотовод»), «Ленинэй ашанар» («Внучата Ленина») и «Уран угын шэмэ» («Букет художественного слова»).

В 1935 г. в республике выходили 31 газета, издававшиеся типографским способом (из них 10 — на бурятском языке); на промышленно-транспортных предприятиях — 8 многотиражек. В 1937 г. в республике издавалось газет в 2,5 раза больше, чем в 1932 г., а их тираж возрос в 3 раза.

***

В 1924 г. появились и начали работу первые кинопередвижки, составившие основу киносети республики. В 1924-1925 гг. в Верхнеудинске работали 7 кинопередвижек и стационарный кинотеатр.

В 1926 г. в столице Бурятии было уже 2 кинотеатра. В 1925-1926 гг. там демонстрировались фильмы «Броненосец Потемкин», «Бабий лог», «Красные дьяволята», «Избушка на Байкале», «Алкоголь, труд и здоровье» и др. Наркомпрос предпринял попытку собственного кинопроизводства — были сняты Буркавшкола и бурятский религиозный праздник Цам.

В 1930— 1932 гг. на 3- и 6-месячных курсах было подготовлено 150 киномехаников. В 1937-1938 гг. республика располагала 9 звуковыми кинотеатрами, 17 звуковыми и 4 немыми киноустановками, 50 кинопередвижками.

Среди культурно-просветительных учреждений особое место занимали музеи. С образованием республики оживилась деятельность Кяхтинского краеведческого музея. В октябре 1923 г. музей перешел в ведение Наркомпроса БМАССР, и были созданы благоприятные условия для развертывания его научной и культурно-просветительной работы.

Во 2-й половине 1930-х гг. появились новые типы культурно-досуговых учреждений — передвижные библиотеки, кино- и радиопередвижки, передвижные выставки, агитповозки, агитмашины. Они обслуживали населенные пункты, не имевшие стационарных учреждений культуры, а также сельских тружеников, работавших летом в поле, на фермах. Продолжалась работа по подготовке клубных работников на 3- и 6-месячных курсах в столице республики.

Были созданы библиотечные управления, отделы изб-читален, клубов, ДК, парков культуры и отдыха, музейной сети, школ и курсов для взрослых.

Для организационно-методической помощи культурно-просветительным учреждениям и подготовки кадров в 1936 г. был создан Республиканский дом народного творчества (РДНТ), который организовывал массовые мероприятия к знаменательным датам — годовщине республики, Дню Конституции и т. д., а также проводил смотры художественной самодеятельности во всех районах Бурятии.

В.Сергеев.

Последние новости

В Улан - Удэ назвали первые 160 домов на будущем электроотоплении

Фото: Татьяна Никитина Об этом сообщил мэр Игорь Шутенков. 160 домов расположены, как и заявлялось ранее, в СНТ «Профсоюзник» и «Урожай».

Жителей Бурятии пригласили на программу «Азбука предпринимателя»

Фото: Татьяна Никитина Центр предпринимательства «Мой бизнес» объявил, что запускает первую в новом году программу «Азбука предпринимателя»,

Крещенские купания

Дети при купании в ледяной воде подвергаются еще большим рискам, чем взрослые, потому что адаптивные способности их организма меньше.

МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий

Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Костроме на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *