Юрий Мандаганов: «Я надеюсь, что в Бурятии появится школа флорентийской мозаики»
Недавно мастера наградили «Медалью ордена за заслуги перед Отечеством 2-ой степени».
Юрий Мандаганов – художник монументалист, мастер флорентийской мозаики, создающий удивительные полотна из самоцветов Байкальского региона. Он один из немногих кому подвластен этот непростой материал, в его руках камень обретает форму и цвет, очертания, линии, наполненные смыслом. Автор создает произведения искусства на разные сюжеты, но все полотна объединяют одно – в чутких руках они оживают, обретают тепло, выразительность, чувственность и глубину.
Юрий Мандаганов является членом Союза художников России, удостоен звания «Народный художник Бурятии», «Заслуженный художник России», имеет благодарность Российской академии художеств, Лауреат Государственной премии Бурятии, в 2012 и 2016 годах награжден Золотой медалью союза художников России, медалью «И.И. Шувалова» «Российской академии художеств». О нем знают за пределами нашей страны. Работы автора находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Государственном музее Востока, музее Н.Фешина (США), в коллекции Владимира Путина, Сергея Миронова, Германа Грефа, Алексея Кудрина, главы российского императорского дома Марии Романовой, Роберта Турмана, экс-главы Монголии Элбэгдоржа и многих других.
На счету мастера более 30 персональных выставок, которые проходили во многих музеях Москвы, а также Томска, Новосибирска, Иркутска, Читы, Омска, Улан-Батора, США и др. Юрий Мандаганов успешно работает не только в технике флорентийская мозаика, но и в области графики, скульптуры и инсталляции.
Высокая награда
Недавно стало известно, что Юрий Мандаганов награжден «Медалью ордена за заслуги перед Отечеством 2-ой степени». Мы поинтересовались у мастера, над какими проектами он сейчас трудится и как он отреагировал на столь высокую награду.
Осваивать экзотичную технику Юрий Мандаганов начал 30 лет назад. Тогда, да и сейчас выбор был необычен для окружающих, многие интересовались и интересуются до сих пор, почему выбор пал именно на флорентийскую мозаику. Для нашего региона техника необычная и занимаются ею в нашей стране единицы. Многие удивляются, как такое нехарактерное для Бурятии мастерство живет и процветает в республике.
- Монументальная живопись, выполненная в технике флорентийская мозаика, конечно, удивительна для нашего региона. Но я всегда в глубине души верил, что когда-нибудь она станет известной и будет востребована. В советское время римская мозаика была популярна, это такие квадратики из глушеного цветного стекла, закрепленные на цементной основе. И витраж тоже популярен был, техника также относится к монументальной живописи , - уточнил Юрий Мандаганов.
На сегодня Юрий Мандаганов – это один из немногих мастеров в Сибири, который активно работает в технике флорентийской мозаики, сложной в исполнении, требующей личных вложений, множество усилий, знаний и практики. Техника считается самой трудоемкой, но самой роскошной. До сих пор в этом направлении трудится не так много мастеров, все от того, что это финансово затратное направление, для работы с камнем нужны инструменты и соответствующее помещение.
Монументальные работы автора
Кроме того, что Юрий Мандаганов принимает активное участие в выставочной деятельности, он как художник монументалист осуществил эстетические решения в архитектурном пространстве. Флорентийская мозаика украшает входную часть здания Бурятского драматического театра им. Х. Намсараева – панно на тему «Истоки театра» (2011), а также вестибюль медицинского центра «Диамед» в Улан-Удэ – панно носит название «Материнство» (2012), витражи мастера украшают учебный корпус Восточно-Сибирского технологического института (1980), зимний сад Дворца пионеров (1981).
В данное время мастер трудится со своей командой над реконструкцией железнодорожного вокзала. В центральной части, а точнее в вестибюле будут созданы четыре панно на темы: Чайный путь, Мифы и легенды Байкала.
- Работать над панно на вокзале сложно, так как архитектура специфичная, здание построено в 30-50-ые годы. А как известно, монументальная живопись – это элемент архитектурного сооружения, гармонично вписывающееся в общий ансамбль здания. Данный проект выполнен институтом «Иркутскжелдорпроект», с ними мы прорабатываем детали. Панно займет 48 кв метров , - уточнил мастер.
Реконструкция железнодорожного вокзала – это масштабный и непростой проект, здание полностью реорганизуют. Панно Юрия Мандаганова станут центральными произведениями искусства, которые привлекут внимание и представят красоту самоцветов Байкальского региона.
Религиозно-просветительский проект
Сегодня мастер трудится над двумя проектами, второй – это тематический парк религиозного туризма «Арьяа Баала». Главенствующей скульптурой в парке будет божество буддийского пантеона, наиболее почитаемое в Бурятии Авалокитешвара «Владыка, взирающий» или Арьяа-Баала. Согласно легенде, Авалокитешвара некогда дал монашеский обет, с целью спасти всех живых существ от пут сансары. Монумент расположится в селе Санага Закаменского района. Место выбрано не случайно, недалеко от села Санага в местности Номтогол, что в переводе с бурятского языка означает – Долина Знаний, начал свою историю один их самых крупных буддийских храмовых комплексов Бурятии – Даша Пунцоглинг дацан.
- Глава Сангхи России Хамбо лама предложил мне создать очень ответственный и величественный рельеф, высотой 41 м. Это на склоне горы, технически очень сложный проект, который будет выполнен по устоявшимся канонам буддийского искусства. Мы над ним трудимся вот уже второй сезон. В планах использование современного композитного материала, а внутри рельеф будет полый. Так как у нас это комплекс, то мы продумываем каждый элемент проекта , - сказал Юрий Мандаганов.
Самое главное в работе мастера …
Юрий Мандаганов тщательно и основательно подходит к своей работе. Перед началом рабочего дня воскуривает благовония, настраиваясь на нужный лад. Самое главное для автора – это создание соответствующей атмосферы, способствующей созданию из холодного камня – теплых и содержательных произведений.
- Я дружу с геологами, езжу на экспедиции по брошенным карьерам, а вообще у нас благодатный край – Бурятия. Привожу тонны камней, но что из них пойдет в дело – неизвестно. Геологи в своё время активно работали, всего много. Однажды, мне нужен был офиокальцит, который имеет лимонный цвет. Геологи дали мне наводку. Восемь раз ездил в Заиграевский район, нашел кое-как. У бурят почти не было традиции работы с камнем , - отметил Юрий Мандаганов.
Смотря на безупречное каменное полотно мастера создается ощущение, что оно сделано одним мановением руки, настолько произведение идеально и обладает легкостью и податливостью, зрителям остается лишь догадываться насколько сложно и трудоемко создать такую работу.
- Когда делаю работу всегда настроен на позитив, уверен в том, что делаю и придерживаюсь задуманной идее. Когда делаю эскиз просчитываю работу на 10 раз. Потому что сложно заменить деталь, цвет найти иногда просто невозможно, - отмечает художник. - Камни имеют свою характеристику, одни мягкие, другие хрупкие, бывают вязкие, бывают с микротрещинами. Флорентийская мозаика тщательная и скрупулёзная, швы практически не должны быть видны. Если появляются трещины, приходится переделывать заново. В моей работе важна тщательность. И времени уходит много. Например, панно в Бурятском театре я делал около года. И то не один, а с командой. И да, у меня есть ученики, мы с ними работаем по 5-10 лет. Я руковожу процессом и бывает, что некоторые детали делаю сам.
Юрия Мандаганова часто спрашивают, возможно ли сделать копию панно, на что мастер ответил, что касается флорентийской мозаики, сделать это трудно из-за того, что каждые породы уникальны. Поэтому если Юрий Мандаганов и повторяет рисунок, то получается не копия, а вариант.
Мечта …
Мечта мастера – создать панно, которое бы гармонично вписывалось бы в общую концепцию архитектурного замысла, и выглядело при этом как единое целое, в одном стилевом решении.
- Всю жизнь я был предан своему ремеслу, развивал его, верил в то, что когда-нибудь оно станет востребованным. Надеюсь, в будущем будет создана бурятская школа флорентийской мозаики, - сказал Юрий Мандаганов.
Задумка из прошлого о флорентийской мозаике сбылась, благодаря мастеру об этой технике знают многие в Бурятии. Прошедшая два года назад в Художественном музее им. Ц.С. Сампилова персональная выставка Юрия Мандаганова показала, что этот вид искусства вызывает интерес и любопытство у зрителей. Мероприятие стало большим культурным событием для региона.
В заключении интервью Юрий Мандаганов вспомнил своё детство и посетовал на то, что в районах много талантливых детей, но к сожалению, мало учителей, которые бы организовали кружки по изобразительному искусству и ДПИ.
- Мастерить и рисовать я начал с малых лет, будучи учеником пятого класса. По наказу матери, осенью с двумя одноклассницами пошел записываться в кружок ИЗО, но стал посещать «Умелые руки». Прошел месяц мама спросила, что я нарисовал, а я тем временем лобзиком выпиливал. И все же мама меня перевела на кружок рисования. У меня были удивительные преподаватели. И это великое счастье учиться у них, постигать азы искусства. Сегодня столько талантливых детишек в районах, и в городе, но к сожалению, некому их учить. Это конечно, проблема , - заключил Юрий Мандаганов.
Последние новости
Открытие нового терминала в аэропорту «Байкал»
Важный шаг для улучшения транспортной инфраструктуры Бурятии.
Практический мастер-класс по лапароскопическим герниопластикам в БСМП
Медицинские специалисты обменялись опытом в области хирургии.
Обучение первой помощи в Бурятии: новые инициативы и проекты
В республике стартовали новые проекты по обучению навыкам первой помощи.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией