Книжная выставка «По страницам мистической прозы…»
«Никаким мудрецам нашего века не удастся превратить душу человека в та
С 15-31 октября на Абонементе художественной литературы Национальной библиотеки РБ открывается Книжная выставка «По страницам мистической прозы…»
«Никаким мудрецам нашего века не удастся превратить душу человека в таблицу умножения» — так написал известный русский литературовед Павел Никитич Сакулин. Душа творит легенды жизни. Это так свойственно человеку и так необходимо ему. Думается, что сказанное применимо и к нынешнему столетию, и к минувшим эпохам. Сегодня, на книжных прилавках достаточное обилие книг о всяческих монстрах, вампирах, инопланетных чудовищ, зачастую, далеко не лучшего художественного качества соседствуют с сокровищницей отечественной фантастической прозой прошлых столетий, с авторами, в чьих произведениях занимательный сюжет сочетается с высоким уровнем литературного мастерства и весьма умелым обращением с миром чудесного.
С древнейших времен в нашей отечественной литературе отражается интерес к фантастическому, проявляясь как в произведениях, целиком построенных на сюжетах фантастического характера, так и в создании отдельных вымышленных ситуаций и образов. Смекалистый герой народных сказок, наделенный волшебной силой, противостоит многоликой несправедливости и неизменно выходит победителем в борьбе со злом, выступающих в причудливых личинах Кощея Бессмертного и Бабы Яги, всяческих чудищ, чертей, леших, колдунов. Сочетая фантазию с бытовыми деталями, сказка раскрывает мечты людей о лучшем будущем. Не раз обращались к фольклорной мистике многие русские писатели, которым она помогла выразить любовь к родной земле, прославить ее героических защитников, обрисовать возможное будущее, а иногда и сатирически обличить человеческие пороки, несправедливость и ложь. Мотивы фольклорной и мистической фантастики пронизывают творчество В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и многих их современников и последователей вплоть до наших дней.
Русские писатели дали превосходные образцы фантастической и мистической повести во всех разновидностях жанра, в которых оживает народный фольклор – черти, ведьмы, духи, где чудесные явления предстают зримыми воплощениями легенд, поверий и преданий. Так, в основу повестей Ореста Сомова «Русалка», «Оборотень», «Сказки о кладах» «Кикимора» и в повести А. Погорельского «Лафертовская маковница» легли народные фантастические мотивы. Переплетение картин реального мира с видениями, близкими к фантастике народных преданий присуще повести «Страшное гадание» Александра Бестужева-Марлинского. Вспомним балладу В. А. Жуковского «Лесной царь» — вроде ничего такого ужасного, а – страшно. Любой русскоязычный читатель без труда вспомнит Н. В. Гоголя и его леденящего душу «Вия» , а так же другие его произведения — «Вечер накануне Ивана Купалы». «Майская ночь или утопленница», «Вечера на хуторе близ Диканьки» . Николай Васильевич Гоголь умел напугать как следует. Но в присущей Гоголю манере переплетены страшные фантастические мотивы с комически-бытовыми эпизодами бурсацкой жизни, а драматические сцены смягчены лукавой насмешкой автора над чертовщиной. Народные вымыслы, фантастические мотивы и сюжеты часто использовал в своем творчестве и Александр Сергеевич Пушкин. В начале творческого пути Пушкин обходился без мистики и был крайне реалистичен: его герои искали счастья то в цыганском таборе, то на Кавказе. Но однажды Пушкин-реалист написал повесть в мистическом жанре — его «Гробовщик» — повесть об оживших мертвецах и крепко спящих плотниках включена в «Повести Белкина» . После «Гробовщика» мистика не раз появляется в пушкинской прозе. Вспомните знаменитую «Пиковую даму» — одно из лучших мистических произведений А. С. Пушкина, в которой герой повести молодой инженер Герман живет очень скромно, но мечтает о шикарной жизни. Однажды он узнает, что у старой графини есть секрет, который может ему помочь выиграть состояние в карты и стать баснословно богатым. С тех пор это становится навязчивой идеей Германа. Кроме этого «Песни западных славян», «Бесы», «Каменный гость», включенный в «Маленькие трагедии», трагедия «Борис Годунов», поэмы «Полтава» «Медный всадник» или его знаменитые сказки, имеющие глубокий смысл. И вспомним хрестоматийную фразу Пушкина, которая относится к чудесному — «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». И в тоже время читатели улавливают некоторую иронию в российской мистике: иногда чудесную, иногда веселую, иногда комическую. К примеру стихотворение А. С. Пушкина «Вурдалак»
«Трусоват был Ваня бедный:
Раз он позднею порой,
Весь в поту, от страха бледный,
Чрез кладбище шел домой.
Бедный Ваня еле дышит,
Спотыкаясь, чуть бредет
По могилам; вдруг он слышит,
Кто-то кость, ворча, грызет.
Ваня стал; — шагнуть не может.
Боже! Думает бедняк,
Это верно кости гложет
Красногубый вурдалак.
Горе! Малый я не сильный;
Съест упырь меня совсем,
Если сам земли могильной
Я с молитвою не съем.
Что же? Вместо вурдалака —
(Вы представьте Вани злость!)
В темноте пред ним собака
На могиле гложет кость.»
Есть «Таинственные» повести и у Ивана Тургенева, которые занимают в его творчестве особое место и давно привлекают внимание, хотя не все из них хорошо известны широкому читателю. Это девять повестей и рассказов, написанных Тургеневым с 1860 по 1882 гг. и посвященных странным, и мистическим явлениям. Особенность мистики позднего Тургенева в том, что она существенно отличается от фантастики романтической эпохи, поскольку основана на рациональной вере в науку и научное объяснение сверхъестественных феноменов. Это рассказы «Призраки», «Собака», «Странная история» «Стук… Стук… Стук!..» , «Часы» , «Сон» , «Песнь торжествующей любви», «После смерти» , незавершенный рассказ «Силаев» .
Творчество русских писателей явственно отличается от мистических откровений немецких романтиков или создателей английского готического романа «тайн и ужаса». Введение ими в литературный обиход народных поверий, преданий и поэтичных фольклорных образов делали их не только желанными участниками разнообразных альманахов и журналов того времени, но и благодаря оригинальности сюжетов, сочности и яркости языка, доброму юмору сохранили свою ценность и для наших дней.
Что касается зарубежной литературы, то первым литературным ужастиком считается роман Хораса Уолпола, графа Оксфордского, под названием «Замок Отранто». Благородный граф опубликовал роман анонимно – поскольку до сих пор писал только приличествующую случаю публицистику и исторические заметки. Потом была Мэри Шелли со знаменитым «Франкенштейном» , сэр Монтэгю Джеймс, положивший начало романам «с привидениями» – в общем, туманная Англия с удовольствием разработала этот сложный жанр. Страсть к ужастикам стара как мир, иначе откуда такая неумирающая популярность у романа о Франкенштейне, у новелл Эдгара По или легенд о графе Дракуле? Еще до всяких там «Сумерек» и «Дневников вампира» появился этот неординарный роман, который поразил читателей своего времени. Позже Дракула стал одним из главных злодеев мистических историй. В чем секрет успеха? В манящем магнетизме вампиров, в романтике ночи и луны … Если князь ночи возжелает вашей крови, то вам не спрятаться от него, никак не скрыться. Представляете, как бились сердечки у викторианских дамочек? Да и по сей день вампирская тематика будоражит многим кровь. «Дракула» не зря возглавляет списки мистических романов-бестселлеров. Не меньшую славу чем у «Дракулы» завоевал роман Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» . Однако книга стоит особняком в числе мистических произведений былых лет. Во-первых, именно эта история положила начало научной фантастике, поскольку помимо мистического аспекта там фигурируют научные прорывы. Во-вторых, произведение было написано женщиной, что в то время вызывало восторг и негодование одновременно. Считалось, что дамочки способны писать лишь любовные романы. Это потрясающая история о талантливом докторе, которому удалось оживить мертвую плоть. Творение рук его вызывает ужас у окружающих. Но так ли плох на самом деле монстр Франкенштейн?. Так же огромный читательский интерес, пополнивший классическую литературу этого жанра имеет роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Мощное произведение заставляет о многом задуматься: о скоротечности молодости, о моральных ценностях, о том, что за внешней красотой порой таится уродливая душа. Главный герой отчаянно мечтал сохранить красоту и молодость, его заветное желание сбылось. Отныне мистер Грей будет оставаться прекрасным, чтобы ни случилось. Бег времени, раны и изменения характера – все это отразится на другом Дориане, от одного взгляда на которого в жилах стынет кровь. Или «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Стивенсона. Наверняка данный роман оценят поклонники упомянутого выше шедевра Оскара Уайльда. Как и в случае с Дорианом Греем, здесь показана неоднозначная природа человеческой натуры, выраженная в двойственном поведении. Умный и благородный человек может скрывать в себе некую злую суть: пугающе безумную и жестокую. Яркий пример готического романа – «Призрак Оперы» Гасона Леру в котором автор умело навевает на читателя атмосферу неясного ужаса, заставляя ждать чего-то непонятного, но непременно страшного. События разворачиваются в парижском оперном театре. По неясной причине с некоторыми актерами происходят бедствия, а декорации то и дело пропадают. Ходят слухи, что в театре поселился злой призрак. Благодаря очередному несчастному случаю юная Кристина получает шанс блеснуть своим талантом со сцены. Девушке и невдомек, что у нее появился необычный ангел-хранитель. К слову, если вам нравится мировая классическая литература, то вы точно найдете интересные мистические произведения, раскрывающие душу и суть человека.
А затем пришёл романтический «Серебряный век» с пронизанными мистикой стихами А. Блока, повестями А. Грина, и с мистическими произведениями Л. Андреева. Леонид Николаевич Андреев — феерически популярный, настоящий кумир молодежи первого десятилетия XX века. Это один из самых ярких писателей серебряного века, представляющий собой смесь Эдгара По, Ницше и Достоевского. Его рассказы не просто пугают, а заставляют кровь стыть в жилах – настолько сильное впечатление они оказывают на читателя. Большинство его работ – это первоклассная смесь психологического триллера, мистического реализма и русского хоррора. Его тексты не имеют аналогов ни в русской, ни в мировой литературе. «… Он пугает, а мне не страшно» — так отзывался о творчестве Леонида Андреева Лев Толстой. Но читатели пугались и жадно тянулись к его мистико-символическим произведениям – «Красный смех», «Рассказ о семерых повешенных» «Дневник Сатаны», «Молчание», «Он», «Жизнь Василия Фивейского» и другие. Друживший с ним М. Горький утверждал, что Андреев был талантлив «особенно во всем, что касалось темных сторон жизни». В советский период мистика была не в почёте, правда, её традиции продолжали сохраняться, и даже одно произведение М. Булгакова «Мастер и Маргарита» стоит многих. Сильное, необычное и просто захватывающее произведение Булгакова. События книги попеременно происходят то в советской Москве, то в окрестностях Голгофы. Пока мы наблюдаем за терзаниями Понтия Пилата, на Патриарших прудах грядет иная трагедия, дивным образом связанная с делами давно минувших лет. Странный незнакомец запускает водоворот событий, показывающих истинную суть героев. Вас ждет знакомство с поразительными персонажами: ведьмами, вампирами, говорящим котом и самим Князем Тьмы.
Зато с конца XX века началось возрождение российской мистики, да такое успешное, что сейчас книги этого жанра успешно конкурируют с любовными романами и детективами. Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные произведения современной российской мистики: Шамиль Идиатуллин (псевдоним Наиль Измайлов) — «Убыр» — жуткая вещь и страшная, т. к. все происходит с детьми, но хорошо написанный мистический триллер. Бегство и ночь. Странные встречи. Лес и туман. И страшные дикие твари… «Без шуток, эта книга достойна попасть в мировой топ-лист сочинений про упырей и прочую злобную нежить» (Михаил Бутов «Новый мир»); Алексей Иванов – «Псоглавцы» — качественная, интересно написанная мистика с обязательной тайной, древними легендами и странными событиями; «Пищеблок» — роман, близкий одновременно и к мистическому хоррору, и к подростковой книге. Интересный мир оживших детских страшилок в одном отдельно взятом пионерском лагере. Среди детей и пионервожатых есть вампиры???… Книга читается на одном дыхании, оторваться невозможно. Наряду с лихо закрученным ужастиком – детально описан быт советского пионерлагеря, передан детский фольклор, вызывающий еще и ностальгический отклик у тех, кто рос в СССР. Тема мистики есть и в бурятской художественной литературе у бурятского писателя-ламы Алексея Тенчоя. В его романах «Несокрушимое счастье», «Фантомания» , «Вечное золото» , «Йети» и др. переплетаются реальные и выдуманные истории, мистические и пугающие, загадочные существа и реальные люди. Что касается зарубежной современной художественной литературы в мистическом жанре то хочется назвать таких авторов как Диана Сеттерфилд с романами «Тринадцатая сказка» , «Пока течет река» ; Ричард Матесон «Куда приводят мечты», «Нажмите на кнопку» ; Карлос Руис Сафон «Марина» , «Трилогия тумана» ; Донато Карризи «Дом голосов» ; Густав Майринк «Голем», Паоло Коэлью «Алхимик» и многие другие писатели-фантасты, представленные на нашей выставке.
Приглашаем Вас посетить Абонемент художественной литературы Национальной библиотеки Республики Бурятия.
Добро пожаловать!
Список использованной литературы:
Дмитриева, Е. Случившееся неслыханное происшествие / Е. Дмитриева, С. Сапожков //Нечаянная свадьба : русская новелла конца XVIII-начала XIX века / художники: Е. Мешков, В. Соловьев; составители, авторы предисловия и комментариев Е. Дмитриева и С. Сапожков. — Москва : Детская литература, 1991. – С. 3-14. Коровин, В. И. Фантастический мир русской романтической повести / В. И. Коровин // Сильфида : фантастические повести русских романтиков / [составитель и автор примечаний И. Н. Фомина] ; вступительная статья В. И. Коровина ; художник Н. А. Груздев. — Москва : Современник, 1988. — С.3-14 Русская литература XIX-XX веков в поле магической причинности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://magisteria.ru/mysticism-and-magic-in-russian-literature/intro-magic , свободный. Семибратова, И. В. Чудесные рассказывая тайны… / И. В. Семибратова // Оборотень : русские фантасмагории / худож. Е. Шурлапова ; составитель, послесловие. И. В. Семибратовой. — Москва : Книжная палата, 1994. – С. 327-335.Последние новости
Неудачи в медицине: трагедия семилетней Алисы
Смерть девочки оставила безнаказанными врачей, не оказавших своевременную помощь.
Лучший специалист по лучевой диагностике Бурятии
Конкурс выявил лучших рентгенолаборантов республики.
Медицинская помощь ветеранам боевых действий в Бурятии
Александр Варфоломеев о мерах поддержки и реабилитации для участников СВО
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией