Истоки "Звездных войн": как Лукас подглядел магистра Йоду в советском фильме Куросавы
Рассказываем, как благодаря японскому режиссёру появились "Звёздные войны" и один из главных маскотов серии.
Рассказываем, как благодаря японскому режиссёру появились "Звёздные войны" и один из главных маскотов серии.
Фото: Mosfilm.ru.
Представьте себе мир, в котором не существует "Звёздных войн". Вот вообще.
Никакой сказки про лазерные заточки и сложные отношения одной большой и податливой тёмной силе семейки Скайуокеров. Фильмы, сериалы, мерч, игры, стаканы, плакаты, футболки, костюмы для собак и медицинские шапочки. Всего этого могло не быть, если бы однажды Акира Куросава не снял в СССР фильм про экспедицию в уссурийскую тайгу.
Знакомьтесь — Дерсу Узала. Коренной житель уссурийской тайги, проводник нескольких экспедиций российского исследователя и писателя Владимира Арсеньева и прародитель магистра Йоды из вселенной Звёздных войн.
А виной всему Акира Куросава
В 1973 году Акира Куросава, по мнению многих игроков японской киноиндустрии, вышел в тираж. Его последняя на тот момент работа "Под стук трамвайных колёс" не обрела кассового успеха. Вместо оваций и роялти с проката режиссёру досталась лишь номинация на "Оскар", но одну лишь статуэтку в карман не положишь.
Куросава не отбивает затрат на фильм на родине, а в мировом прокате лента вообще летит под нож цензуры и превращается непонятно во что. Итог: деньги заканчиваются, студии отказываются финансировать его идеи, и, как настоящий самурай, Куросава не выдерживает и уже готовится к сэппуке. Но тут пришло спасение.
Режиссёра пригласили в Советский Союз. Ему предстояла работа над экранизацией произведения русского писателя и путешественника Владимира Арсеньева. Так появился "Дерсу Узала" — первый фильм Куросавы не на японском языке. А также единственный снятый на широкоформатную 70-миллиметровую пленку и в дальнейшем вдохновивший Джорджа Лукаса на создание не только магистра Йоды, но и нескольких отсылающих к Куросаве сцен космической саги.
Сюжет "Дерсу Узала" строится вокруг путешествий Владимира Арсеньева по уссурийской тайге и дружбе с местным охотником-отшельником по имени Дерсу — очаровательным бесхитростным коротышкой, который живёт в лесу, передвигается по тайге без навигатора и говорит на ломаном языке, переставляя слова.
В фильме Дерсу учит путешественника Арсеньева жить в гармонии с природой и в итоге становится кем-то вроде его духовного наставника, что помогает им обоим пережить множество опасных приключений в тайге и стать настоящими друзьями.
Когда в 1975 году фильм вышел на экраны, Куросава не только вернул себе титул одного из лучших режиссёров, но и помог появиться огромному пласту популярной культуры. "Дерсу Узала" получился невероятно трогательным и щемящим кино. Переживший страшную депрессию Куросава вложил всю свою душу как в повествование, так и в визуальный ряд. А Джордж Лукас уже во второй раз украл у него половину идей.
А когда был первый?
Январь 1973 года. В ограниченный американский прокат выходит картина молодого режиссёра Джорджа Лукаса "Американские граффити". Несмотря на низкие оценки взрослых критиков, молодёжь от 14 до 18 лет воспринимает историю о бунтующих подростках и крутых тачках на ура. Как говорится, "пацаны, вчера фильм смотрел, главный герой там ну тупо я".
К августу 1973-го "Американские граффити" добираются до больших экранов и становятся самым кассовым фильмом в истории. При бюджете всего в один миллион зелёных в кассу падает больше ста миллионов долларов. Казалось бы, иди снимай продолжение или выпускай ещё сотню ремейков с новыми лицами, но Лукас идёт дальше. Точнее, за те полгода, пока шла война за прокат фильма на больших экранах, он сел за концепт "Звёздных войн".
К слову, в тот период "Юнивёрсал" отказал ему в финансировании космической саги — и за штурвал процесса уселся "20 век Фокс". Как же в "Юнивёрсал" потом чувствовали…
"Увидев, какой эффект произвели "Граффити" на старшеклассников, я задумался о ребятах 10 и 12 лет. Я видел, что у детей этого возраста нет мира фантазий, который был у нас. У них нет ни вестернов, ни фильмов о пиратах, ни всех этих дурацких фантастических сериалов, в которые мы искренне верили. А ещё у них нет героев. Я всегда был горячим поклонником Флэша Гордона и ратовал за освоение космоса. Я тогда чувствовал, что детям просто необходим мир фантазий, - говорил Джордж Лукас.
Забавный факт. Лукас просто ненавидит работать над сценариями самостоятельно. При любом удобном случае он спихивал монотонный процесс самокопания на других и лишь иногда вносил правки. Но на тот момент весь концепт лежал только у него в голове, поэтому пришлось садиться за печатную машинку самому. Спойлер — вышло сомнительно, но плодотворно.
Сначала режиссёр перебирал в голове забавные слова и выписывал их на листок. Вся эта двухстраничная космическая экзотика легла в основу "Журнала Уиллов". Это и синопсис будущего сюжета "Звёздных войн", и брошюра, которую фанаты вписали в канон огромной вселенной. В дальнейшем появился более законченный вариант журнала уже на 14 страниц, но это отдельная история. А пока на паре страниц мы имеем:
Предводителя хабблов Хана Соло, короля биберов (или берберов) Энакина Старкиллера, джедая Бенду Мейсу Винду, принца биберов Люка Скайуокера, а также планету джунглей Явен и парочку волосатых Вуки 2,5 метра ростом.
Ага. Ну уже похоже. Но когда Лукас показал эти наброски продюсеру, тот развернул бородатого подумать над своим поведением ещё раз и принести готовый сценарий.
В этот раз Джордж решает поискать вдохновение в японском кино. Его взгляд падает на "Скрытую крепость" Акиры Куросавы. Лукас не раз признавался в любви к Куросаве и даже хотел заявить будущий фильм как полноценный ремейк "Крепости", но не срослось. Вообще, в Америке 70-х было нормально переносить азиатское кино на западный лад. "Великолепная семёрка" — это ремейк "Семи самураев", а тот же "За пригоршню долларов" — передел "Телохранителя", ну и так далее.
От японского оригинала первые наброски ЗВ отличались мало. У Куросавы шёл упор на Японию VI века и легенды из тех времён, а Лукас переносит историю в космический вакуум с бластерами, истребителями и штурмовиками. Про джедаев пока речь не идёт. Слово "джедай" перекочевало из японской культуры. "Дзидайгэки" — это название целого исторического жанра, в котором рассказываются истории мужественных самураев былых времён. Полное аниме.
Рыцари со световыми мечами появляются в тот момент, когда режиссёр искал деталь, которая принесла успех "Граффити" и которой не хватало новому сценарию, списанному с "Крепости". Речь о центральном персонаже. Молодой главный герой, за эволюцией становления которого зрителю и предлагалось бы наблюдать.
Так Джордж отошёл от своего основного референса к японцу и начал закапываться в другие источники вдохновения. Например, "Дюну" Фрэнка Герберта или "Джона Картера" Эдгара Берроуза. Также на него повлияли научные труды антрополога Джозефа Кэмпбелла о концепции мономифа. Согласно этой концепции, герой из "мифа" в "миф" структурно проходит один и тот же путь, с одними и теми же испытаниями, но каждый раз заканчивает приключение с новым опытом. Возьмите любой фильм, где есть главный герой и история спасения мира, — вот примерно оно.
В 1975 году "Звёздные войны" выходят в прокат, ну а дальше вы и так знаете. Лукас садится за вторую часть. Режиссёр снова не хочет писать сценарий самостоятельно, поэтому несколько дней брейнштормит идеи с писательницей Ли Брэкетт и снова пересматривает любимого классика и останавливает свой взгляд на "Дерсу Узала".
В результате штурма появились важные сюжетные повороты и конечно же — Йода. Точнее его прототип, который основывался на нескольких идеях.
Во-первых: второму фильму был необходим персонаж, который мог объяснить "силу" через обучение Люка. В первой части эту роль выполнял Оби-Ван Кеноби. Но того пырнули в бок прямо в середине первого фильма, и это означало, что раскрытие силы в дальнейшем строилось бы исключительно на познаниях и ощущениях Люка. А этого мало и вообще не объективно.
Во-вторых, он должен быть мудрее и сдержаннее самого Оби-Вана, чтобы грамотно показать зрителю отличия между миром технологий и миром духов/силы/энергии/природы.
Так появился зелёный коротышка, который отличался от Кеноби не только характером, но и миром, в котором жил. Если Оби тихо отсиживался в пустынном Татуине, то Йода хлюпал лапками по дождливым джунглям Дагобы.
Смена локаций визуально сопровождала растущие трудности в обучении Люка. Если в пустыне Скайуокер просто махал световой заточкой перед обнаглевшим летающим мячом Оби-Вана, то на Дагобе его уже заставляли без рук доставать из речки-вонючки заплесневелый истребитель весом в несколько тонн.
Нерешённым оставался только образ самого инопланетянина. Но эта задача легла на плечи дизайнеров и аниматоров. А основные тропы характера Йоде подарил маленький абориген, который живёт в тайге, охотится, опираясь на чутьё, и проводит исследователей через леса, опираясь исключительно на опыт и образное "виденье" Тайги как живого организма.
Фильм Куросавы через Дерсу раскрывает конфликт цивилизованных людей с дикой природой. На протяжении ленты большинство проблем связаны с использованием привычных технологий, в то время как их решение лежит в доверии к инстинктам и языку природы.
Тут Лукас просит подержать его пиво. В обеих частях Оби-Ван, а потом и магистр Йода учат Люка доверять не приборам и технике, а силе. Именно так ему в конце "Новой надежды" удаётся отправить торпеды точно в лузу Звезды Смерти. Действуя по приборам, он постоянно промахивался.
Даже объяснение "силы" и "жизни" в двух картинах практически идентичны. Там ещё масса совпадений вплоть до цветокора и музыки в сценах, но важно здесь не это. Напомним: ЛУКАС НЕНАВИДЕЛ РАБОТАТЬ НАД СЦЕНАРИЕМ. Когда престарелая Ли Брэкетт сдала ему первый вариант сюжета "Империя наносит ответный удар", Лукас отправил его на доработку, но не сложилось. Брэкетт умерла, поэтому бородатый сам сел переписывать историю, вдохновившись японцем.
Кстати, Куросава даже подстегнул Лукаса на премии "Оскар" в 1976 году. Тогда он лично не смог присутствовать на вручении статуэтки за "Дерсу Узала", и эту возможность дали его ассистенту и Георгию Данелия, который представлял СССР на церемонии. В тот вечер со сцены зачитали письмо маэстро Куросавы: "В истории кинематографа ещё не было такого момента, когда наше искусство так сильно нуждалось бы в молодой силе. Я продолжу снимать фильмы до тех пор, пока не умру. А вы, молодые кинематографисты со всего света, пожалуйста, следуйте за мной. Давайте возьмёмся за руки и будем делать хорошее кино вместе"
Что мы имеем в итоге. Куросава после "Дэрсу Узала" вернул себе культовый статус и вышел из депрессии, А Лукас смог переварить идеи великого режиссёра и создать продукт поп-культуры, который из года в год не перестаёт радовать или не очень радовать (давайте не вспоминать последнюю трилогию) фанатов.
Фото: Mosfilm.ru.
Представьте себе мир, в котором не существует "Звёздных войн". Вот вообще.
Никакой сказки про лазерные заточки и сложные отношения одной большой и податливой тёмной силе семейки Скайуокеров. Фильмы, сериалы, мерч, игры, стаканы, плакаты, футболки, костюмы для собак и медицинские шапочки. Всего этого могло не быть, если бы однажды Акира Куросава не снял в СССР фильм про экспедицию в уссурийскую тайгу.
Знакомьтесь — Дерсу Узала. Коренной житель уссурийской тайги, проводник нескольких экспедиций российского исследователя и писателя Владимира Арсеньева и прародитель магистра Йоды из вселенной Звёздных войн.
А виной всему Акира Куросава
В 1973 году Акира Куросава, по мнению многих игроков японской киноиндустрии, вышел в тираж. Его последняя на тот момент работа "Под стук трамвайных колёс" не обрела кассового успеха. Вместо оваций и роялти с проката режиссёру досталась лишь номинация на "Оскар", но одну лишь статуэтку в карман не положишь.
Куросава не отбивает затрат на фильм на родине, а в мировом прокате лента вообще летит под нож цензуры и превращается непонятно во что. Итог: деньги заканчиваются, студии отказываются финансировать его идеи, и, как настоящий самурай, Куросава не выдерживает и уже готовится к сэппуке. Но тут пришло спасение.
Режиссёра пригласили в Советский Союз. Ему предстояла работа над экранизацией произведения русского писателя и путешественника Владимира Арсеньева. Так появился "Дерсу Узала" — первый фильм Куросавы не на японском языке. А также единственный снятый на широкоформатную 70-миллиметровую пленку и в дальнейшем вдохновивший Джорджа Лукаса на создание не только магистра Йоды, но и нескольких отсылающих к Куросаве сцен космической саги.
Сюжет "Дерсу Узала" строится вокруг путешествий Владимира Арсеньева по уссурийской тайге и дружбе с местным охотником-отшельником по имени Дерсу — очаровательным бесхитростным коротышкой, который живёт в лесу, передвигается по тайге без навигатора и говорит на ломаном языке, переставляя слова.
В фильме Дерсу учит путешественника Арсеньева жить в гармонии с природой и в итоге становится кем-то вроде его духовного наставника, что помогает им обоим пережить множество опасных приключений в тайге и стать настоящими друзьями.
Когда в 1975 году фильм вышел на экраны, Куросава не только вернул себе титул одного из лучших режиссёров, но и помог появиться огромному пласту популярной культуры. "Дерсу Узала" получился невероятно трогательным и щемящим кино. Переживший страшную депрессию Куросава вложил всю свою душу как в повествование, так и в визуальный ряд. А Джордж Лукас уже во второй раз украл у него половину идей.
А когда был первый?
Январь 1973 года. В ограниченный американский прокат выходит картина молодого режиссёра Джорджа Лукаса "Американские граффити". Несмотря на низкие оценки взрослых критиков, молодёжь от 14 до 18 лет воспринимает историю о бунтующих подростках и крутых тачках на ура. Как говорится, "пацаны, вчера фильм смотрел, главный герой там ну тупо я".
К августу 1973-го "Американские граффити" добираются до больших экранов и становятся самым кассовым фильмом в истории. При бюджете всего в один миллион зелёных в кассу падает больше ста миллионов долларов. Казалось бы, иди снимай продолжение или выпускай ещё сотню ремейков с новыми лицами, но Лукас идёт дальше. Точнее, за те полгода, пока шла война за прокат фильма на больших экранах, он сел за концепт "Звёздных войн".
К слову, в тот период "Юнивёрсал" отказал ему в финансировании космической саги — и за штурвал процесса уселся "20 век Фокс". Как же в "Юнивёрсал" потом чувствовали…
"Увидев, какой эффект произвели "Граффити" на старшеклассников, я задумался о ребятах 10 и 12 лет. Я видел, что у детей этого возраста нет мира фантазий, который был у нас. У них нет ни вестернов, ни фильмов о пиратах, ни всех этих дурацких фантастических сериалов, в которые мы искренне верили. А ещё у них нет героев. Я всегда был горячим поклонником Флэша Гордона и ратовал за освоение космоса. Я тогда чувствовал, что детям просто необходим мир фантазий, - говорил Джордж Лукас.
Забавный факт. Лукас просто ненавидит работать над сценариями самостоятельно. При любом удобном случае он спихивал монотонный процесс самокопания на других и лишь иногда вносил правки. Но на тот момент весь концепт лежал только у него в голове, поэтому пришлось садиться за печатную машинку самому. Спойлер — вышло сомнительно, но плодотворно.
Сначала режиссёр перебирал в голове забавные слова и выписывал их на листок. Вся эта двухстраничная космическая экзотика легла в основу "Журнала Уиллов". Это и синопсис будущего сюжета "Звёздных войн", и брошюра, которую фанаты вписали в канон огромной вселенной. В дальнейшем появился более законченный вариант журнала уже на 14 страниц, но это отдельная история. А пока на паре страниц мы имеем:
Предводителя хабблов Хана Соло, короля биберов (или берберов) Энакина Старкиллера, джедая Бенду Мейсу Винду, принца биберов Люка Скайуокера, а также планету джунглей Явен и парочку волосатых Вуки 2,5 метра ростом.
Ага. Ну уже похоже. Но когда Лукас показал эти наброски продюсеру, тот развернул бородатого подумать над своим поведением ещё раз и принести готовый сценарий.
В этот раз Джордж решает поискать вдохновение в японском кино. Его взгляд падает на "Скрытую крепость" Акиры Куросавы. Лукас не раз признавался в любви к Куросаве и даже хотел заявить будущий фильм как полноценный ремейк "Крепости", но не срослось. Вообще, в Америке 70-х было нормально переносить азиатское кино на западный лад. "Великолепная семёрка" — это ремейк "Семи самураев", а тот же "За пригоршню долларов" — передел "Телохранителя", ну и так далее.
От японского оригинала первые наброски ЗВ отличались мало. У Куросавы шёл упор на Японию VI века и легенды из тех времён, а Лукас переносит историю в космический вакуум с бластерами, истребителями и штурмовиками. Про джедаев пока речь не идёт. Слово "джедай" перекочевало из японской культуры. "Дзидайгэки" — это название целого исторического жанра, в котором рассказываются истории мужественных самураев былых времён. Полное аниме.
Рыцари со световыми мечами появляются в тот момент, когда режиссёр искал деталь, которая принесла успех "Граффити" и которой не хватало новому сценарию, списанному с "Крепости". Речь о центральном персонаже. Молодой главный герой, за эволюцией становления которого зрителю и предлагалось бы наблюдать.
Так Джордж отошёл от своего основного референса к японцу и начал закапываться в другие источники вдохновения. Например, "Дюну" Фрэнка Герберта или "Джона Картера" Эдгара Берроуза. Также на него повлияли научные труды антрополога Джозефа Кэмпбелла о концепции мономифа. Согласно этой концепции, герой из "мифа" в "миф" структурно проходит один и тот же путь, с одними и теми же испытаниями, но каждый раз заканчивает приключение с новым опытом. Возьмите любой фильм, где есть главный герой и история спасения мира, — вот примерно оно.
В 1975 году "Звёздные войны" выходят в прокат, ну а дальше вы и так знаете. Лукас садится за вторую часть. Режиссёр снова не хочет писать сценарий самостоятельно, поэтому несколько дней брейнштормит идеи с писательницей Ли Брэкетт и снова пересматривает любимого классика и останавливает свой взгляд на "Дерсу Узала".
В результате штурма появились важные сюжетные повороты и конечно же — Йода. Точнее его прототип, который основывался на нескольких идеях.
Во-первых: второму фильму был необходим персонаж, который мог объяснить "силу" через обучение Люка. В первой части эту роль выполнял Оби-Ван Кеноби. Но того пырнули в бок прямо в середине первого фильма, и это означало, что раскрытие силы в дальнейшем строилось бы исключительно на познаниях и ощущениях Люка. А этого мало и вообще не объективно.
Во-вторых, он должен быть мудрее и сдержаннее самого Оби-Вана, чтобы грамотно показать зрителю отличия между миром технологий и миром духов/силы/энергии/природы.
Так появился зелёный коротышка, который отличался от Кеноби не только характером, но и миром, в котором жил. Если Оби тихо отсиживался в пустынном Татуине, то Йода хлюпал лапками по дождливым джунглям Дагобы.
Смена локаций визуально сопровождала растущие трудности в обучении Люка. Если в пустыне Скайуокер просто махал световой заточкой перед обнаглевшим летающим мячом Оби-Вана, то на Дагобе его уже заставляли без рук доставать из речки-вонючки заплесневелый истребитель весом в несколько тонн.
Нерешённым оставался только образ самого инопланетянина. Но эта задача легла на плечи дизайнеров и аниматоров. А основные тропы характера Йоде подарил маленький абориген, который живёт в тайге, охотится, опираясь на чутьё, и проводит исследователей через леса, опираясь исключительно на опыт и образное "виденье" Тайги как живого организма.
Фильм Куросавы через Дерсу раскрывает конфликт цивилизованных людей с дикой природой. На протяжении ленты большинство проблем связаны с использованием привычных технологий, в то время как их решение лежит в доверии к инстинктам и языку природы.
Тут Лукас просит подержать его пиво. В обеих частях Оби-Ван, а потом и магистр Йода учат Люка доверять не приборам и технике, а силе. Именно так ему в конце "Новой надежды" удаётся отправить торпеды точно в лузу Звезды Смерти. Действуя по приборам, он постоянно промахивался.
Даже объяснение "силы" и "жизни" в двух картинах практически идентичны. Там ещё масса совпадений вплоть до цветокора и музыки в сценах, но важно здесь не это. Напомним: ЛУКАС НЕНАВИДЕЛ РАБОТАТЬ НАД СЦЕНАРИЕМ. Когда престарелая Ли Брэкетт сдала ему первый вариант сюжета "Империя наносит ответный удар", Лукас отправил его на доработку, но не сложилось. Брэкетт умерла, поэтому бородатый сам сел переписывать историю, вдохновившись японцем.
Кстати, Куросава даже подстегнул Лукаса на премии "Оскар" в 1976 году. Тогда он лично не смог присутствовать на вручении статуэтки за "Дерсу Узала", и эту возможность дали его ассистенту и Георгию Данелия, который представлял СССР на церемонии. В тот вечер со сцены зачитали письмо маэстро Куросавы: "В истории кинематографа ещё не было такого момента, когда наше искусство так сильно нуждалось бы в молодой силе. Я продолжу снимать фильмы до тех пор, пока не умру. А вы, молодые кинематографисты со всего света, пожалуйста, следуйте за мной. Давайте возьмёмся за руки и будем делать хорошее кино вместе"
Что мы имеем в итоге. Куросава после "Дэрсу Узала" вернул себе культовый статус и вышел из депрессии, А Лукас смог переварить идеи великого режиссёра и создать продукт поп-культуры, который из года в год не перестаёт радовать или не очень радовать (давайте не вспоминать последнюю трилогию) фанатов.
Последние новости
Фашизм и уроки истории
Как победа над фашизмом формирует общественное сознание.
Экономическое развитие Республики Бурятия
Обзор текущих экономических инициатив и проектов в регионе.
Новые инициативы для развития Республики Бурятия
Республика Бурятия разрабатывает новые программы для улучшения жизни граждан.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований
На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Избербаше на выгодных условиях