Установка тахографа: обязательная процедура или лишние хлопоты?
Согласно недавним изменениям в законодательстве, некоторые виды автотранспорта должны быть оснащены контрольными приборами, называемыми тахографами. Несоблюдение этого требования для владельцев автомобилей приведет к наложению штрафных санкций. Реакция водителей и владельцев транспортных средств была неоднозначной. Большинство из них не приветствовали нововведения, считая их еще одним способом обмана, что приведет к дополнительным расходам и ненужным хлопотам. В этой статье мы рассмотрим следующие вопросы: когда и зачем нужен тахограф, как он работает, какие плюсы и минусы имеет прибор и сколько это стоит.
Что такое тахограф и для чего его устанавливают?
Простыми словами, тахограф – это устройство, устанавливаемое на автомобили с целью контроля основных параметров движения. Для того, чтобы отслеживать эти параметры, используются системы спутникового мониторинга. Устройство работает автоматически, даже когда двигатель автомобиля выключен. Полученные данные записываются в память устройства и хранятся там некоторое время.
С помощью тахографа можно определить:
- скорость движения автомобиля;
- пройденный путь за определенный промежуток времени;
- количество часов, которые водитель потратил на работу и отдых, а также другие параметры.
Бортовое устройство подключается к электросети автомобиля. Аккумуляторная батарея позволяет ему долго работать в автономном режиме.
Внешне тахограф выглядит как круглая или прямоугольная панель с экраном и кнопками управления, которая устанавливается в гнездо спидометра или автомагнитолы. На дисплее отображается информация о состоянии автомобиля: скорость, показания одометра, нахождение, количество часов работы и отдыха и другое. Результаты вычислений выводятся на экран с помощью кнопок. Также на панели имеются слоты для карт памяти и отсек для фискальной ленты, которая необходима для распечатки информации посредством встроенного принтера.
Для работы тахографа необходимы:
- датчик перемещения;
- приемник GPS/ГЛОНАСС для отслеживания местоположения автомобиля;
- модуль GPRS для передачи данных;
- блок криптографической защиты СКЗИ или НКМ, предназначенный для записи, шифрования и хранения информации (в цифровых тахографах).
Недоступность данных, записанных в память устройства, для редактирования и считывания посторонними лицами – это главное преимущество тахографа. Данным можно получить доступ лишь с помощью персональных электронных ключей-карт, которые имеют водители, а также представители предприятия-собственника ТС, сотрудники сервисных центров, контролеры. Каждый ключ-карта имеет ограниченный срок действия. Просроченные ключи запрещены, а использование чужих – штрафуется.
Существует два типа тахографов: цифровые и аналоговые. Последние являются устаревшими, так как не обеспечивают необходимой защиты от несанкционированного доступа к данным. Аналоговые тахографы практически не используются. Цифровые тахографы в настоящее время устанавливают на все транспортные средства, выпускаемые сейчас, если по закону это требуется. Исключение составляют автомобили, используемые в странах, не входящих в зону действия ЕСТР.
Устанавливаются тахографы на транспортные средства, используемые в сфере грузоперевозок и пассажирских перевозок коммерческого характера. Некоторым видам транспорта тахографы не требуются. Например, автобусы, перевозящие пассажиров по регулярным маршрутам в городе и пригороде, коммунальные и другие спецмашини, троллейбусы.
Если ваше транспортное средство предназначено для международных перевозок, то обязательно следует устанавливать тахограф, отвечающий нормам ЕСТР. В России название разрешенных устройств устанавливается Росавтотрансом.
Установка тахографа на личный транспорт – не обязательна, однако при ее использовании возможно удобно контролировать работу и отдых водителя.
Понимая, что монтаж и обслуживание тахографа являются достаточно затратными процессами, многие предприниматели выражают свое недовольство новыми правилами, требующими установки прибора в случаях, когда это является обязательным по закону. Водители также не всегда в восторге от установки тахографа, особенно, если они не являются добросовестными работниками и хотят обмануть систему. Однако, если посмотреть на вопрос более глубоко, то становится очевидно, что использование тахографа может принести преимущества для всех сторон.
Одной из полезных функций тахографа является возможность отслеживания местоположения автомобиля в режиме реального времени благодаря модулю GPS/ГЛОНАСС. Диспетчер может следить за перемещением транспорта и контролировать скорость и соблюдение ПДД. Тахограф также фиксирует данные об автомобиле и сохраняет их в память устройства в течение года, а на карте водителя — в течение 28 дней. Периодически данные нужно считывать и переносить в архив предприятия.
Технология обработки данных о маршруте является еще одной полезной функцией тахографа. Это позволяет проанализировать информацию, сохраненную в памяти устройства, и использовать ее в расчетах и отчетах. Кроме того, тахограф контролирует режим труда и отдыха водителя и сообщает ему, сколько минут осталось до окончания работы или отдыха. Эти функции нередко реализуются в целях упрощения управления автопарком и обеспечения безопасности движения.
С точки зрения собственников коммерческих компаний, специализирующихся на перевозках, внедрение тахографов на автомобили является необходимым критерием контроля за работой водителей. Это позволяет предотвращать простои, несанкционированный расход топлива, посторонние рейсы и другие нарушения, а также повышать производительность труда и эффективность бизнеса. В то же время, водителям следует помнить о том, что использование тахографа обеспечивает безопасность движения и защищает от рисков, связанных с несоблюдением скоростного режима и усталостью.
Однако использование тахографа имеет и свои минусы. В первую очередь, это стоимость покупки и установки прибора, которая может быть существенной, особенно для больших автопарков. Кроме того, модуль необходимо менять каждые три года, что также сопряжено с дополнительными расходами. Тем не менее, в целом, тахограф является полезным прибором, обладающим большим потенциалом для повышения производительности труда и обеспечения безопасности на дорогах.
Стоимость установки тахографа: всё, что нужно знать
Как мы уже упоминали, законодательство делает собственника ответственным за обязательное оснащение автомобиля контролирующим устройством. Однако, сколько же это может стоить? В общей сумме стоимость установки тахографа состоит из двух частей:
1. Стоимость самого прибора, которая зависит от марки, комплектации (в наличии модема GPRS или нет) и в среднем составляет около 30 000 рублей.
2. Стоимость работ по установке и настройке, которая рассчитывается в зависимости от количества требуемых мероприятий и ценовой политики компании. В частности, установка тахографа включает следующие этапы:
- Активация модуля СКЗИ;
- Подключение устройства к бортовой электросети автомобиля;
- Настройку или калибровку;
- Тестирование.
Общая стоимость установки тахографа включает в себя выплату суммы порядка 6000-7000 рублей за работу. Если в процессе установки потребуется также заменить датчик скорости или спидометр, стоимость возрастет до 13 000 рублей. В совокупности, примерная цена тахографа с установкой под ключ составляет от 35 000 до 45 000 рублей.
Стоит отметить, что в соответствии с приказом Минтранса № 36, каждые три года тахографу необходима поверка (повторная калибровка), которая обойдется в среднем в 2 000 рублей. Также стоит учесть затраты на обслуживание, включая замену блока СКЗИ, которая проводится каждые три года.
В заключении, тахограф - это устройство, которое может быть полезным как для водителей, так и для предпринимателей, занимающихся перевозками. Он позволяет контролировать работу сотрудников и обеспечивает безопасность эксплуатации транспорта. Расходы на установку тахографа вполне оправданы, особенно учитывая его ценные функции.
Фото: freepik.com