Современная система высшего образования в России: вчера, сегодня, завтра
При выборе вуза перед абитуриентами и их родителями часто возникает вопрос: какая система образования – западная или российская – предоставляет больше возможностей для получения высококачественного образования и успешного трудоустройства? Данная статья сравнивает прошлое и будущее российского высшего образования со западной системой.
Российская система образования имеет свои преимущества и недостатки. Она базируется на традиционной школе, где учебный процесс строго контролируется учителями и профессорами. В высших учебных заведениях России уделяется большое внимание теоретическому обучению, что дает студентам широкий теоретический фундамент.
Однако, российское образование также имеет свои недостатки. Часто в вузах отсутствует практическое обучение, что может приводить к трудностям при поиске работы после окончания обучения.
Западная система образования, в свою очередь, основана на более свободном и независимом подходе к обучению. Она нацелена на развитие практических навыков и умений студентов. Студенты в западных вузах часто имеют возможность работать на реальных проектах и стажироваться в компаниях.
Таким образом, выбор между российской и западной системой образования должен основываться на личных целях и потребностях абитуриента. Образование в России предоставляет теоретический фундамент, который может оказаться полезным в дальнейшей карьере. В то же время, западная система образования может помочь получить практические навыки, которые потребуются в реальных условиях работы.
Как Россия стала частью Болонского процесса
В 2003 году Россия подписание Болонской декларации стало настоящим событием в развитии современной высшей системы образования. Болонский процесс - это объединение и унификация систем образования в странах Европы, с целью создания единого пространства высшего образования. 47 стран, включая Россию, подписали декларацию.
Одинаковые уровни высшего образования в разных государствах дают уникальную возможность студентам свободно передвигаться между вузами в период обучения, принимать участие в международных проектах, а также осуществлять стажировку и интерншип. Кроме того, их диплом признается во всех странах-участницах Болонского процесса, что позволяет устраиваться на работу за границей без необходимости подтверждения диплома или получения дополнительного образования.
К 2010 году Россия перестроила национальную систему образования в соответствии с Болонской декларацией и ввела бакалавриат и магистратуру – также, как и в европейских вузах, продолжая аспирантуру и специалитет. Как результат, все выпускники из нашей страны теперь получают приложения к дипломам бакалавра и магистра европейского образца, которые выдает вуз.
Образовательные услуги постоянно развиваются и приспосабливаются к современным запросам и потребностям. В России можно выделить следующие тенденции и перспективы развития высшего образования:
1. Интернационализация образования. Это включает увеличение мобильности студентов и преподавателей, обмен опытом и зарубежными стажировками.
2. Усиление практической направленности образования. В этом направлении лидирует Институт международных экономических связей, который быстро адаптируется к новым требованиям законодательства и работодателей. Образовательная программа также обеспечивает участие известных экспертов, представителей бизнеса, культуры и науки.
3. Применение мультимедийных технологий, включая системы визуализации, дистанционного и электронного обучения. Это позволяет расширить доступ к образованию для взрослых и жителей удаленных городов. Также программы дистанционного образования обойдутся гораздо дешевле, чем проводимые традиционным способом образовательные курсы.
Такие тенденции и перспективы развития образовательных услуг позволяют не только повышать доступность образования, но и адаптировать его под современные требования и направления бизнеса.
Федеральные государственные образовательные стандарты для высшего образования изменились в 2013 году, после принятия закона «Об образовании в Российской Федерации». Этот закон внес ряд изменений в высшее образование, включая новые понятия, такие как сетевое, дистанционное и электронное обучение. Обновленные стандарты также предполагают разработку примерных образовательных программ специальными учебно-методическими объединениями, на основе которых каждый вуз создает свои собственные образовательные документы, соответствующие федеральным стандартам.
Законодательство о высшем образовании в России начало развиваться с введения понятия образовательного стандарта в 1992 году в законе «Об образовании». С того момента было создано уже третье поколение стандартов, известных сейчас как федеральные стандарты, которые были утверждены в 2009 году. Указанный закон от 2012 года привнес в список изменений превращение аспирантуры в отдельный уровень высшего образования. Кроме того, некоторым вузам было дано право самостоятельно разрабатывать и утверждать свои образовательные стандарты, в том числе МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ.
Все эти изменения в законодательстве о высшем образовании отразились на сегодняшних федеральных государственных образовательных стандартах для высшего образования в России.
Согласно последним изменениям в законодательстве, существует три уровня высшего образования в России. Они заключаются в следующих направлениях:
- Бакалавриат - это высшее образование, которое даётся в вузах и колледжах. Оно продолжается четыре года и предполагает получение базовых знаний в определенной области.
- Специалитет и магистратура - на этом уровне образования студенты изучают углубленные знания в своей профессии. Высшее образование, которое получают на специалитете или магистратуре, длится 5-6 лет.
- Подготовка кадров высшей квалификации - третий уровень высшего образования включает в себя получение новых знаний и умений для достижения высшего результата в карьере. Он может включать обучение в аспирантуре, докторантуре или других учреждениях, которые специализируются на передаче продвинутых исследовательских методов.
Таким образом, в России существует три значимых уровня высшего обучения, каждый из которых направлен на достижение определенных целей и поддержание квалификации в различных областях знаний.
Бакалавриат — это академическая степень, которую студент получает после подтверждения знаний по выбранному направлению подготовки. Эта степень является результатом обучения в высшем учебном заведении.
В бакалавриат принимают на конкурсной основе по результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Однако, это относится только к абитуриентам, которые имеют среднее общее образование. Выпускники профессиональных образовательных организаций (колледжей, техникумов) поступают на программы бакалавриата по внутренним вступительным испытаниям на основании диплома.
Следует отметить, что после успешного завершения программы бакалавриата, студент имеет право сдать специальные экзамены и продолжить обучение на следующей ступени образовательной лестницы. Бакалавриат дает широкие возможности для трудоустройства благодаря базовым и основным знаниям, необходимым для начала карьеры.
Длительность обучения в бакалавриате составляет четыре года для выпускников обычных 11-летних школ и, как правило, три года для выпускников профессиональных образовательных учреждений. Степень бакалавра принята по международной классификации, что позволяет студентам расширить возможности обучения и трудоустройства за рубежом. Её понимают работодатели по всему миру.
Магистратура – это второй этап двойной системы высшего образования, который готовит специалистов с более глубокой специализацией и длится два года. Для поступления необходимо пройти конкурс и сдать специальный квалификационный экзамен, который устанавливается университетом. Данная программа открыта как для бакалавров, так и для специалистов, причем не обязательно иметь предыдущее образование от той же учебной организации. Таким образом, можно получить степень бакалавра, закончив образование в одной учебной организации, а затем поступить в другую учебную организацию (например, государственную) для получения степени магистра. Однако для тех, кто не прошел по конкурсу на бакалавриат, получить степень магистра возможно только на платной основе. Обладание степенью магистра позволяет продолжить обучение в аспирантуре. Студентам магистратуры, также как и бакалавров, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу.
<p>Специалитет является традиционной ступенью российского высшего образования, которая приняла современную форму после подписания Болонской декларации. Он обеспечивает как базовое образование, так и специальную подготовку в определенном направлении и доступен для получения на основе результатов ЕГЭ. Обучение в специалитете длится 5 лет в очной форме и 6 лет при заочной. Специалист, как второй уровень высшего образования, имеет право поступления в магистратуру или аспирантуру. Однако, по закону, поступление на бюджетную основу в магистратуру после получения специалиста невозможно, так как это считается получением второго высшего образования. С другой стороны, в отличие от бакалавров, специалисты имеют возможность поступления в аспирантуру. В России диплом специалиста по-прежнему считается престижным, однако может создать сложности при трудоустройстве за границей.</p>Аспирантура является отдельным уровнем высшего образования в России и нацелена на подготовку абитуриентов к обретению ученой степени кандидата наук. Соискание данной степени происходит только после прохождения кандидатского минимума, включающего экзамены, а также защиты диссертации. Возможность поступления в аспирантуру на бюджетной основе распространяется только на тех, кто уже окончил специалитет. Сведения о бюджетных аспирантах обеспечиваются государственными стипендиями. Обучение в аспирантуре продолжается в среднем три года для очной формы и четыре года для заочной формы. Также следует отметить, что в некоторых странах Европы термины «аспирант» и «аспирантура» синонимичны словам «докторант» и «докторантура». Кроме того, аспирантам дается отсрочка от призыва на военную службу.
Управление образованием в России осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Власть на федеральном уровне принадлежит Министерству образования и науки Российской Федерации, которое контролирует утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, процессы лицензирования, государственной аккредитации и закрытия образовательных учреждений. Кроме того, министерство отвечает за реализацию права на получение бесплатного высшего образования, а также за разработку и внедрение государственных и международных программ в сфере образования.
Региональный и муниципальный уровни не входят в полномочия ни одного из этих процессов.
Высшее образование в России представлено тремя типами учреждений: университетами, академиями и институтами. Университеты предлагают программы высшего образования на всех уровнях для широкого спектра специальностей, выполняют исследования в широком спектре наук, в том числе фундаментальные и прикладные. Академии реализуют образовательные программы всех уровней для определенной области научной деятельности, а также обязаны проводить научные исследования в этой области. Институты работают по образовательным программам высшего образования бакалавриата, специалитета и магистратуры определенной области профессиональной деятельности. Для них не обязательно выполнять широкий спектр научных исследований.
В соответствии с рейтингом агентства "Эксперт РА", наиболее высокий рейтинг за последнее время получили следующие вузы: МГУ имени М. В. Ломоносова, МФТИ, МГТУ имени Н. Э. Баумана, МИФИ, СПбГУ, Высшая школа экономики, Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ, Томский политехнический университет, Новосибирский государственный университет, МГИМО, Дипломатическая академия Министерства иностранных дел РФ, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Уральский федеральный университет.
В соответствии с тем, что сообщает "Эксперт РА", лучшие экономические вузы России в 2013 году находились в МГУ имени М. В. Ломоносова, МГИМО, СПбГУ, Высшей школе экономики и Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития РФ.
Качество высшего образования в России по-прежнему оставляет желать лучшего, что понимает и Министр образования Дмитрий Ливанов. В 2014 году он заявил, что несмотря на значительное увеличение финансирования в 20 раз с 2000 года, качество образования все равно не растет. По словам Ливанова, это связано с устаревшей системой управления в вузах, недостаточной долей квалифицированных иностранных преподавателей, а также слабой интернационализацией, что до поры в мировом академическом сообществе негативно сказывается на академической репутации и рейтинге наших вузов.
Кроме того, Ливанов назвал еще одну причину, которая оказала негативное влияние на качество высшего образования в России - плохую инфраструктуру, которая десятилетиями не получала должного финансирования.
Таким образом, оценка Министра образования вполне оправдана. В QS World University Rankings 2014/2015 только 21 российский вуз входит в рейтинг лучших в мире. Из них, лидерами являются МГУ им. М.В. Ломоносова (114 место), СПбГУ (233 место) и МГТУ им. Н.Э. Баумана (322 место).
Фото: freepik.com