Как открыть гостиницу и что для этого нужно?
Процесс реставрации старых и строительства новых гостиниц в рамках подготовки России к Чемпионату мира по футболу 2018 года начался вовсю. Но если у вас есть желание открыть свой собственный отель, то необходимо обдумывать каждый этап вдумчиво. Но как же начать?
Этап 1: выбор организационно-правовой формы деятельности. Старайтесь выбирать наименее затратный вариант на этапе открытия небольшого отеля. Так, для создания крупного, включая франшизу, гостиничного комплекса не обойтись без создания ООО. Если же гостиница ориентирована на доходы не более 50 миллионов рублей, то можно оформить статус ИП. Следует ли открывать гостиницу с рестораном (код 55.11. по ОКВЭД), или без ресторанов (55.12. по ОКВЭД), нужно определиться заранее.
Этап 2: выбор системы налогообложения. При открытии небольшой гостиницы, прибегайте к упрощенной системе налогообложения (УСН). Что касается предельного размера ежегодных доходов, то он составляет 150 миллионов рублей. Если вам хочется сократить налоговую нагрузку, то можете использовать единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
Этап 3: выбор и обустройство помещения. Если вы планируете открыть небольшой отель, то для начала можете рассмотреть варианты выкупа и перепланировки помещений. Ведь отдельные этажи общежитий, например, удобнее всего использовать для открытия мини-гостиницы. А вот для отдельно стоящего отеля вариантом может быть выкуп особняка или коттеджа. Стоит отметить, что экономически более выгодным оказывается строительство отеля "с нуля", однако долгосрочная аренда помещений тоже может оказаться приемлемой.
Этап 4: подбор персонала. Кадровый состав гостиницы напрямую зависит от её масштабов. Так, для мини-отеля с числом номеров не больше 10 понадобится небольшой кадровый состав: управляющий, администратор, горничная и технический персонал, который может быть заменен подрядной организацией, оказывающей ремонтные и клининговые услуги. А вот для гостиницы большего размера, конечно же, потребуется расширение кадрового состава: охрана, администраторы, бухгалтерия, отдел бронирования, менеджеры, маркетологи и так далее.
Этап 5: организация маркетинговой кампании. Старайтесь разработать эффективную стратегию маркетинга, чтобы ваш отель привлекал дополнительный поток клиентов. В начале этого пути может быть размещене рекламы в интернете и СМИ, на вокзалах, в аэропортах. Важной мерой оказывается заключение договоров с турфирмами, что поможет заполнить гостиницу в туристический сезон.
Каждый из этих этапов требует проработки бизнес-плана, а также анализа и прогнозирования его эффективности. Открытие гостиницы требует не только времени, но и значительных финансовых вложений. Но при правильном подходе бизнес может окупится быстрее, чем вы ожидаете.
Открытие гостиницы - занятие ответственное, поэтому, прежде чем начать, необходимо составить бизнес-план, который включает в себя концепцию будущего предприятия. Концепция гостиницы включает такие параметры, как:
- статус гостиничного объекта;
- месторасположение;
- номерной фонд вместимость и площадь;
- этажность;
- штат работников;
- среднегодовой уровень загрузки;
- сезонность;
- цены на проживание и дополнительные услуги;
- и другие показатели.
Для того чтобы не ошибиться с выбором формы предприятия, необходимо провести маркетинговый анализ, включающий такие макропоказатели, как:
- инвестиционная привлекательность рынка;
- характеристика существующего гостиничного фонда;
- характеристика спроса;
- цены на гостиничном рынке и тенденции развития рынка.
Также нужно изучить выбранный сегмент гостиничного рынка, количество гостиниц соответствующего статуса, их географию, набор услуг и цены на них. Для сбора аналитики по конкурентной среде следует обратиться в организации, занимающиеся управлением и консалтингом в сфере гостиничного бизнеса, где также могут рассчитать издержки и доходы по проектируемой гостинице.
Однако, без использования опыта (собственного или чужого) невозможно адекватно рассчитать издержки и доходы по сдаче номеров, услугам пищеблока, прачечной, бизнес-центра, транспортным услугам и прочим составляющим работы предприятия. Специфическими показателями для расчета экономической эффективности гостиничного бизнеса являются:
- вместимость номерного фонда;
- сезонность спроса;
- график работы гостиницы;
- спрос на дополнительные услуги;
- план загрузки гостиницы по месяцам, категориям посетителей и видам услуг.
Если результаты расчетов оказались положительными, можно приступать к реализации проекта. Тем не менее, для этого необходима предварительная подготовка, а именно - сбор необходимых документов, отвечающих требованиям законодательства.
Материалы для открытия гостиницы
Для открытия гостиничного бизнеса необходимо получить ряд разрешительных документов и провести оформление сертификата соответствия.
Одним из основных блоков необходимой документации на помещение и земельный участок являются правоустанавливающие документы. Также необходимы свидетельство о регистрации предприятия и постановке на учет в ФНС, а также разрешительная документация на строительство или перепланировку помещения.
Получение разрешения на строительство потребует заявления в органы местного самоуправления с предоставлением кадастровых и ситуационных планов земельного участка, свидетельства о государственной регистрации участка, справки об отсутствии арестов на участок, листа согласований с коммунальными службами, планировочной схемы участка, проекта здания и договора подряда со строительной организацией. Для разрешения на перепланировку необходимо предоставить заявление в органы местного самоуправления с техпаспортом помещения, после чего требуется разработать проект перепланировки, согласовать его с администрацией и получить разрешение на начало работ. После проверки объекта контролирующими органами выдается акт ввода объекта в эксплуатацию, на основании которого оформляется новый техпаспорт в БТИ.
Для добровольной сертификации гостиничного бизнеса в России необходим сертификат соответствия с присвоением гостинице категории «звездности». Требования к гостиницам разных категорий прописаны в приказе Минспорттуризма РФ от 25.01.2011 № 25 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения...». С сертификатом соответствия можно ознакомиться в одной из местных сертифицирующих организаций. Начиная с 2019 года, гостиницам с номерным фондом более 50 номеров необходимо получать обязательную классификацию, а начиная с 2020 и 2021 года – гостиницам с номерными фондами более 15 и менее 15 номеров соответственно.
Также необходимы лицензии на торговлю алкогольной продукцией, организацию общественного питания, услуги химчистки, парикмахерские услуги и другие виды деятельности, требующие обязательной сертификации. Документы, подтверждающие соответствие требованиям санитарной, технической, пожарной, экологической безопасности, выдаются контролирующими органами по результатам проверок. Также необходимы документы о регистрации контрольно-кассового аппарата в налоговой инспекции, разрешение на рекламу и регистрация вывески в органах местного самоуправления.
Важным блоком является пакет договоров на оказание услуг сторонними организациями (аутсорсинг). Услуги могут включать коммунальные услуги, вывоз мусора, охрану помещения, инкассацию, проведение работ по дезинсекции и дератизации, техническое обслуживание. Наконец, необходимы документы для внутреннего пользования: перечень предоставляемых услуг, устав предприятия, журнал по технике безопасности труда и пожарной безопасности, схема эвакуации при пожаре, книга отзывов и предложений, журнал проверок контролирующими инстанциями, должностные инструкции персонала.
Советуем обращаться за консультацией по вопросам подготовки документов в налоговую инспекцию, органы местного самоуправления, сервисы «единого окна», предпринимательские объединения и консалтинговые агентства. Ответственное отношение к этому вопросу не менее важно, чем к расчету финансовых показателей нового бизнеса.
После получения всех необходимых документов и выбора помещения, можно приступить к созданию интерьера будущей гостиницы, включая вопросы по уходу за интерьером и его обновлению. Предусмотрительный подход гарантирует положительные отзывы постояльцев и стабильный рост бизнеса.
Фото: freepik.com